Призрачный мир (Ghost World) режиссер Терри Цвигофф

Призрачный мир, Ghost World, 2001, Терри Цвигофф, Terry Zwigoff, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Призрачный мир, Ghost World, 2001, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Призрачный мир, Ghost World, 2001, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

 

Людмила: Выпускницы на перепутье в мир призраков Терри Цвигоффа. Речь идет о двух девочках, которые только закончили школу, Ребекку и Энид. Первую играет Скарлетт Йоханссон, а вторую — Тора Бёрч, знакомая зрителю по фильму «Красота по-американски», где она играет странную такую девочку. Девицы строят планы на будущее, сидят в кафешках, пытаются снять квартиру, найти работу, а также успевают обсудить окружающих и считают их, грубо говоря, идиотами. Такое ощущение, что в шестнадцать лет ты видишь мир, наполненный исключительно занудами и недоумками. Однажды они встречают совершенно необычного человека, в исполнении Стива Бушеми — 40-летнего холостяка, жалкого коллекционера старых пластинок, которые он покупает на распродажах. У него нет личной жизни, квартиру он снимает с неприятным толстяком, на и сам он довольно противный «человек в футляре». Сначала они над ним издеваются, а по прошествии времени Энид, девушка, считающая себя большой оригиналкой понимает, что у нее есть к нему какие-то чувства. Фильм довольно бессюжетный, это маленькие зарисовки из мира девочек. Он построен на основе комикса «Мир призраков» нарисованный Дэниелом Клоузом . Это был антигеройский комикс, появившийся во времена, когда всем надоели комиксы про американских супергероев и стали появляться комиксы и фильмы про обычных американцев, будь то даже сорокалетний холостяк как в «Американском великолепии» или девочка-выпускница с язвительными манерами как у Дэниела Клоуза. Автора комикса мы можем увидеть в фильме, когда героиня и Стив Бушеми посещают эротический бутик, там среди посетителей сам автор. Терри Цвигофф — это режиссер, который известен фильмом «Плохой Санта», снимает он примерно раз в десятилетие.
Алексей: Что-нибудь угловатое.
Людмила: Да, угловатое и интересное. Он связан с фильмом «Американское великолепие», потому что один из его фильмов посвящен художнику комиксов Крамбу. А в этом фильме главная героиня тоже делает зарисовки в стиле комиксов, а настоящие рисунки для фильма сделала дочь Крамба — София. В общем, все здесь переплетено и так или иначе связано с миром комиксов и фильмом «Американское великолепие».
Алексей: Все из одной тусовки! Здесь ярко выражена идея переходного возраста: школа закончилась, детство прошло, мы видим их выпускной вечер, а затем они пытаются найти себя во взрослой жизни.
Людмила: Я вижу два варианта: адаптация ….
Алексей: Да, путь, который избирает Ребекка.
Людмила: Она начинает, как все, работать в кафе, откладывать деньги, снимать квартиру, пытается знакомиться с парнями...
Алексей: Она очень хозяйственная, в связи с чем в фильме есть комичная сцена: когда они осматривают новую квартиру, она восклицает с восхищением — Смотри какая вещь! - и показывает на гладильную доску, встроенную в стену. Мы видим, что ее подругу эта вещь, ну совершенно не вдохновляет!
Людмила: Итак, один вариант — адаптация, другой — конфронтация. Если ты не хочешь сливаться с этим тупым миром взрослых, например для Энид — это мир ее отца и его подруги, которые бесконечно заняты работой и кухонной возней. Нельзя сказать, что папа с подругой неприятные персонажи, нет, но все-таки, действительно они недалекие и неглубокие люди — не хочется становится такими.
Алексей: Неохота жить также! Собственно говоря, так можно сформулировать основной мотив фильма — неохота идти по тому же пути как и все взрослые вокруг. Поэтому Энид и привлекает сорокалетний коллекционер пластинок, именно своей невстроенностью в систему. Он выпал из общей жизни, ему нравятся вещи, которые другим не нравятся, он сам говорит, что чувствует себя инопланетянином среди жизнерадостных, танцующих и увлекающихся спортом американцев.
Людмила: Когда они вместе идут на концерт в паб, то оба смотрятся одинаково странно: он как анахронизм, а она марсианкой в нелепой красной шапке. Вроде бы самый обычный бар, ничего особенного, но они и там никак не могут совпасть с ритмом происходящего и чувствуют себя как на обочине.
Алексей: Любопытно, что он коллекционирует именно виниловые пластинки, в мире компакт-дисков, причем не просто виниловые, а те, которые на 78 оборотах. Он считает, что именно в этом формате нужно слушать музыку.
Людмила: Персонаж похож на самого Терри Цвигоффа, который тоже коллекционирует старые пластинки и снимает свои фильмы не совсем в струе с общепринятым настроением, хотя все они очень разные.
Алексей: Общее ощущение от этого фильма о мире подростков — угловатость. Энид постоянно делает больно всем, вокруг себя, а также и себе самой. Причем вроде бы она и не хочет причинять боли, но все же делает это, затем расстраивается и делает еще хуже.... Как мы уже говорили о фильме «Все умрут, а я останусь» - у подростков патологическая неспособность вписываться в углы.
Людмила: Она все время меняет свои решения, словно боится остановится на одном варианте. А вдруг есть что-то лучшее? Вдруг ты здесь пропадешь и сам себя не найдешь?
Алексей: К тому же кругом говорят, что перед тобой будущее, новая жизнь, ты можешь построить ее так, как считаешь нужным. Поэтому она и боится ошибиться и при этом все хочет перепробовать — эти два несовместимых желания разносят ее в разные стороны.
Людмила: Взрослые говорят что надо делать: надо учиться, надо планировать квартиру, надо, надо, надо...
Алексей: А она не хочет в обычный колледж.
Людмила: Ответы, которые давно уже изучены и лежат на поверхности героиню фильма не удовлетворяют. Но и своих ответов она еще не может найти, поэтому получается мечущийся человек.
Алексей: Посмотрев фильм, мне захотелось задаться не обычным в этих случаях вопросом: чем мы можем помочь подросткам? А наоборот: чему можно у них научиться? Одна из вещей, которая очень угловато, неаккуратно и болезненно переживается героиней — попытка найти смысл. Помню сам переживал в этом возрасте отчаянное желание быть частью, какого-то большого замысла, большой картины; иметь смысл и цель в том, что ты делаешь. Помню полную неготовность и нежелание принять мысль, что жизнь представляет из себя ежедневные утро, завтрак, телевизор, работу, возвращение с работы и так далее. Ты просто отчаянно кричишь о том, чтобы твоя жизнь не оказалась похожей на заношенную, затертую на локтях и коленях, лоснящуюся одежду. Хочется смысла! Как один мой друг еще тогда сформулировал — Хочу с парашютом спрыгнуть! Подростки боятся банальности, поэтому они красят волосы и протыкают себе разные части тела, слушают непонятную музыку — острое желание выскочить из мира нормальности. Несмотря на то, что у подростков это часто принимает болезненные и деструктивные формы, сам по себе этот посыл верен. Когда мы взрослеем, то понимаем, что порядок, дисциплина и основательность очень важны для нашей жизни, но, горе нам, если мы наши подростковые надежды и поиски полностью закапываем. Помню свои скромные подростковые чаяния, о том как переделать весь мир и сделать человечество счастливым — конечно же секрет в анархии, неужели не понятно? Всем нужно срочно перестать быть частью системы и начать жизнь в самоуправляемых коммунах! Я щедро делился своими мыслями со взрослыми, которые были готовы выслушать, и даже с теми, кто не был готов. Часто я слышал в ответ — Подожди, вот вырастешь! И в этот момент у меня внутри все сжималось, так не хотелось, чтобы когда-нибудь я вырос и все мои мысли потеряли бы для меня ценность! Я часто говорю о том, насколько мне не хватает фильмов от лица пожилых, опытных людей, уже проживших жизнь, но и подростковый взгляд забывать нельзя. Нельзя забывать о своих чувствах, когда ты начиная делать первые шаги во взрослую жизнь, видишь бессмысленность и плоскость взрослого мира. Этот протест против бессмысленности сам по себе очень хорош, он может иметь очень большое значение для всей жизни человека.
Людмила: Фильм называется «Призрачный мир», о каких призраках здесь идет речь? Я думаю ты говоришь как раз об этом, в фильме много бутафорства, въевшегося в мир взрослых, к примеру, псевдоинтеллектуальность. Один персонаж уже устал повторять, что ему нужен фильм «Восемь с половиной недель» Федерико Феллини, а продавец так и не может понять и пытается всучить «Девять с половиной» с Микки Рурком. Или псевдотворчество: девушки ходят на уроки рисования, где преподаватель совершенно не учит рисованию, но они очень много учатся смотреть вглубь себя.
Алексей: Псевдосамовыражение!
Людмила: Да она их мотивирует, чтобы любую ерунду, которую они из себя извлекают они считали ценностью, потому что это только что в них родилось. Она хвалит их за все, никогда не критикуя; абсолютную нелепость она одобряет за игру контрастов! Таким образом уча их, что бессмыслица и пустота, всякое недодуманное и недоделанное — может быть произведением искусства.
Алексей: Действительно, подростковый взгляд на жизнь исключает фальшь, они очень болезненно реагируют на фальшь; потому что они пока еще смотрят на жизнь взрослых слегка отстранено. Мы давно уже привыкли к показной вежливости, фальшивым лицам, ничего не значащим фразам - но для них эти наши ужимки слишком очевидны. Так есть момент, когда потенциальная мачеха начинает интересоваться ее жизнью, и совершенно ясно, что весь этот интерес не более чем просто пустые и вежливые слова, которые рождают желание жесткого протеста и непримиримости. Поймите правильно, мы взрослые люди и я не говорю здесь о том, что всякая искренность обязательно хороша. Но какие-то вещи мы явно упускаем и иногда полезно посмотреть их глазами на те глупости, которые мы из себя изображаем.
Людмила: Из разговора с знакомой юной девушкой, я поняла, что она готова доверять лишь тем людям, которые не хотели бы подгонять ее под некий стандарт, а готовы принимать ее как есть. Учителя же хотят сделать из учеников граждан своей страны, будущих студентов или работников и так далее... Ей же дороги лишь те люди, которые не пытаются извлечь из нее какую-либо выгоду. Потому что как ни крути, мир построен на выгоде.
Алексей: Очень часто!
Людмила: Ты не будешь представлять никакого интереса для человека, если вас не связывают деловые отношения, либо ты ему полезен чем-то другим. Польза во главе угла. Однако в фильме “Призрачный мир” таких отношений между героями нет совсем.
Алексей: Согласен. Персонаж Стива Бушеми подкупает Энид как раз тем, что не пытается ее ничему учить; он просто впускает ее в свой мир; дает ей слушать свою любимую, кстати, весьма замечательную музыку и на этом все! Если бы можно было к нему добавить стержень покрепче, то из него получился бы идеальный наставник подростков.
Людмила: Может быть. Хотя, если бы появился стержень, то ушел бы внутренний изъян - ведь, он сам определяет себя человеком второго сорта.
Алексей: Он бы сразу начал учить!
Людмила: Но в данный момент, он наоборот, считает, что учить не чему, потому что его жизнь не образец для подражания, он не высокого о себе мнения, поэтому в нем есть обаяние рассеянного, растерянного человека.
Алексей: Знаешь, кто еще меня поразил? Ее подруга, разумная работящая Ребекка. Поразила меня ее способность при всей их различности оставаться доброй и верной; готовность оставаться подругой, несмотря на то, что та подставляла ее как минимум раз в день.
Людмила: Ребенок ведь в поиске!
Алексей: Но и подруга такого же возраста, могла бы тоже быть в поиске. Но она предпочитает все прощать, несмотря на все размолвки, мы видим, что они до конца остаются подругами. В этом смысле для нас, взрослых, подросток это стопроцентная проверка нашей способности к прощению, потому что он неминуемо обеспечит нам громадное количество ошибок; своей присущей ему угловатостью он может причинить много боли, и обязательно сделает это. Это настоящий тест! Если мы оказываемся людьми незрелыми, то будут конфликты и обе стороны скорее всего закроются друг от друга, поэтому единственный путь — прощать. Я не говорю о вседозволенности, а о том, что высказывая жесткие вещи нужно все равно продолжать держать за руку. Может быть это банальные утверждения, но они обладают огромным терапевтическим эффектом.
Людмила: У меня последний вопрос: в фильме есть очень интересный персонаж - очень пожилой человек, который сидит на остановке и ждет автобуса. Время от времени ему объясняют, что автобус здесь уже несколько лет не ходит, он это выслушивает и продолжает сидеть. В финале, автобус, которого не должно быть, приходит и на нем уезжает сначала дедушка, а потом и наша главная героиня. Автобус увозит ее в неизвестный мир; она не осталась жить с подругой, не осталась с коллекционером, она уехала...
Алексей: За призрачной мечтой! Конечно, мне прием с автобусом не очень понравился, показался слишком банальным — автобус, увозящий ее во взрослую жизнь! Ну, да ладно, простим это режиссеру. Хочется пожелать ей удачи, потому что в этом мире может не быть подруги, которая несмотря ни на что будет держать тебя за руку и отца, который при всей его ограниченности, искренне любит свою дочь.
Людмила: Мне кажется, эта девочка и есть София Коппола, которая поехала искать себя по разным странам, городам и отелям.
Алексей: Я понимаю, что трудно донести подросткам эту мысль, но в этом поиске нужно поберечься; не все нужно пробовать; есть вещи, сделав которые, ты уже вернешься назад. Поберегите себя!
Людмила: Мечта все бросить и уехать — привлекательная вещь! Но есть опасность, что одно ты бросишь, а другого не приобретешь.
Алексей: Пусть Бог хранит от такого! На этой ноте заканчиваются наши сегодняшние размышления о подростках.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino