Призрачный мир (Ghost World) режиссер Терри Цвигофф

Призрачный мир, Ghost World, 2001, Терри Цвигофф, Terry Zwigoff, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Призрачный мир, Ghost World, 2001, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Призрачный мир, Ghost World, 2001, Тора Бёрч, Thora Birch, Скарлетт Йоханссон, Scarlett Johansson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

 

Людмила: Выпускницы на перепутье в мир призраков Терри Цвигоффа. Речь идет о двух девочках, которые только закончили школу, Ребекку и Энид. Первую играет Скарлетт Йоханссон, а вторую — Тора Бёрч, знакомая зрителю по фильму «Красота по-американски», где она играет странную такую девочку. Девицы строят планы на будущее, сидят в кафешках, пытаются снять квартиру, найти работу, а также успевают обсудить окружающих и считают их, грубо говоря, идиотами. Такое ощущение, что в шестнадцать лет ты видишь мир, наполненный исключительно занудами и недоумками. Однажды они встречают совершенно необычного человека, в исполнении Стива Бушеми — 40-летнего холостяка, жалкого коллекционера старых пластинок, которые он покупает на распродажах. У него нет личной жизни, квартиру он снимает с неприятным толстяком, на и сам он довольно противный «человек в футляре». Сначала они над ним издеваются, а по прошествии времени Энид, девушка, считающая себя большой оригиналкой понимает, что у нее есть к нему какие-то чувства. Фильм довольно бессюжетный, это маленькие зарисовки из мира девочек. Он построен на основе комикса «Мир призраков» нарисованный Дэниелом Клоузом . Это был антигеройский комикс, появившийся во времена, когда всем надоели комиксы про американских супергероев и стали появляться комиксы и фильмы про обычных американцев, будь то даже сорокалетний холостяк как в «Американском великолепии» или девочка-выпускница с язвительными манерами как у Дэниела Клоуза. Автора комикса мы можем увидеть в фильме, когда героиня и Стив Бушеми посещают эротический бутик, там среди посетителей сам автор. Терри Цвигофф — это режиссер, который известен фильмом «Плохой Санта», снимает он примерно раз в десятилетие.
Алексей: Что-нибудь угловатое.
Людмила: Да, угловатое и интересное. Он связан с фильмом «Американское великолепие», потому что один из его фильмов посвящен художнику комиксов Крамбу. А в этом фильме главная героиня тоже делает зарисовки в стиле комиксов, а настоящие рисунки для фильма сделала дочь Крамба — София. В общем, все здесь переплетено и так или иначе связано с миром комиксов и фильмом «Американское великолепие».
Алексей: Все из одной тусовки! Здесь ярко выражена идея переходного возраста: школа закончилась, детство прошло, мы видим их выпускной вечер, а затем они пытаются найти себя во взрослой жизни.
Людмила: Я вижу два варианта: адаптация ….
Алексей: Да, путь, который избирает Ребекка.
Людмила: Она начинает, как все, работать в кафе, откладывать деньги, снимать квартиру, пытается знакомиться с парнями...
Алексей: Она очень хозяйственная, в связи с чем в фильме есть комичная сцена: когда они осматривают новую квартиру, она восклицает с восхищением — Смотри какая вещь! - и показывает на гладильную доску, встроенную в стену. Мы видим, что ее подругу эта вещь, ну совершенно не вдохновляет!
Людмила: Итак, один вариант — адаптация, другой — конфронтация. Если ты не хочешь сливаться с этим тупым миром взрослых, например для Энид — это мир ее отца и его подруги, которые бесконечно заняты работой и кухонной возней. Нельзя сказать, что папа с подругой неприятные персонажи, нет, но все-таки, действительно они недалекие и неглубокие люди — не хочется становится такими.
Алексей: Неохота жить также! Собственно говоря, так можно сформулировать основной мотив фильма — неохота идти по тому же пути как и все взрослые вокруг. Поэтому Энид и привлекает сорокалетний коллекционер пластинок, именно своей невстроенностью в систему. Он выпал из общей жизни, ему нравятся вещи, которые другим не нравятся, он сам говорит, что чувствует себя инопланетянином среди жизнерадостных, танцующих и увлекающихся спортом американцев.
Людмила: Когда они вместе идут на концерт в паб, то оба смотрятся одинаково странно: он как анахронизм, а она марсианкой в нелепой красной шапке. Вроде бы самый обычный бар, ничего особенного, но они и там никак не могут совпасть с ритмом происходящего и чувствуют себя как на обочине.
Алексей: Любопытно, что он коллекционирует именно виниловые пластинки, в мире компакт-дисков, причем не просто виниловые, а те, которые на 78 оборотах. Он считает, что именно в этом формате нужно слушать музыку.
Людмила: Персонаж похож на самого Терри Цвигоффа, который тоже коллекционирует старые пластинки и снимает свои фильмы не совсем в струе с общепринятым настроением, хотя все они очень разные.
Алексей: Общее ощущение от этого фильма о мире подростков — угловатость. Энид постоянно делает больно всем, вокруг себя, а также и себе самой. Причем вроде бы она и не хочет причинять боли, но все же делает это, затем расстраивается и делает еще хуже.... Как мы уже говорили о фильме «Все умрут, а я останусь» - у подростков патологическая неспособность вписываться в углы.
Людмила: Она все время меняет свои решения, словно боится остановится на одном варианте. А вдруг есть что-то лучшее? Вдруг ты здесь пропадешь и сам себя не найдешь?
Алексей: К тому же кругом говорят, что перед тобой будущее, новая жизнь, ты можешь построить ее так, как считаешь нужным. Поэтому она и боится ошибиться и при этом все хочет перепробовать — эти два несовместимых желания разносят ее в разные стороны.
Людмила: Взрослые говорят что надо делать: надо учиться, надо планировать квартиру, надо, надо, надо...
Алексей: А она не хочет в обычный колледж.
Людмила: Ответы, которые давно уже изучены и лежат на поверхности героиню фильма не удовлетворяют. Но и своих ответов она еще не может найти, поэтому получается мечущийся человек.
Алексей: Посмотрев фильм, мне захотелось задаться не обычным в этих случаях вопросом: чем мы можем помочь подросткам? А наоборот: чему можно у них научиться? Одна из вещей, которая очень угловато, неаккуратно и болезненно переживается героиней — попытка найти смысл. Помню сам переживал в этом возрасте отчаянное желание быть частью, какого-то большого замысла, большой картины; иметь смысл и цель в том, что ты делаешь. Помню полную неготовность и нежелание принять мысль, что жизнь представляет из себя ежедневные утро, завтрак, телевизор, работу, возвращение с работы и так далее. Ты просто отчаянно кричишь о том, чтобы твоя жизнь не оказалась похожей на заношенную, затертую на локтях и коленях, лоснящуюся одежду. Хочется смысла! Как один мой друг еще тогда сформулировал — Хочу с парашютом спрыгнуть! Подростки боятся банальности, поэтому они красят волосы и протыкают себе разные части тела, слушают непонятную музыку — острое желание выскочить из мира нормальности. Несмотря на то, что у подростков это часто принимает болезненные и деструктивные формы, сам по себе этот посыл верен. Когда мы взрослеем, то понимаем, что порядок, дисциплина и основательность очень важны для нашей жизни, но, горе нам, если мы наши подростковые надежды и поиски полностью закапываем. Помню свои скромные подростковые чаяния, о том как переделать весь мир и сделать человечество счастливым — конечно же секрет в анархии, неужели не понятно? Всем нужно срочно перестать быть частью системы и начать жизнь в самоуправляемых коммунах! Я щедро делился своими мыслями со взрослыми, которые были готовы выслушать, и даже с теми, кто не был готов. Часто я слышал в ответ — Подожди, вот вырастешь! И в этот момент у меня внутри все сжималось, так не хотелось, чтобы когда-нибудь я вырос и все мои мысли потеряли бы для меня ценность! Я часто говорю о том, насколько мне не хватает фильмов от лица пожилых, опытных людей, уже проживших жизнь, но и подростковый взгляд забывать нельзя. Нельзя забывать о своих чувствах, когда ты начиная делать первые шаги во взрослую жизнь, видишь бессмысленность и плоскость взрослого мира. Этот протест против бессмысленности сам по себе очень хорош, он может иметь очень большое значение для всей жизни человека.
Людмила: Фильм называется «Призрачный мир», о каких призраках здесь идет речь? Я думаю ты говоришь как раз об этом, в фильме много бутафорства, въевшегося в мир взрослых, к примеру, псевдоинтеллектуальность. Один персонаж уже устал повторять, что ему нужен фильм «Восемь с половиной недель» Федерико Феллини, а продавец так и не может понять и пытается всучить «Девять с половиной» с Микки Рурком. Или псевдотворчество: девушки ходят на уроки рисования, где преподаватель совершенно не учит рисованию, но они очень много учатся смотреть вглубь себя.
Алексей: Псевдосамовыражение!
Людмила: Да она их мотивирует, чтобы любую ерунду, которую они из себя извлекают они считали ценностью, потому что это только что в них родилось. Она хвалит их за все, никогда не критикуя; абсолютную нелепость она одобряет за игру контрастов! Таким образом уча их, что бессмыслица и пустота, всякое недодуманное и недоделанное — может быть произведением искусства.
Алексей: Действительно, подростковый взгляд на жизнь исключает фальшь, они очень болезненно реагируют на фальшь; потому что они пока еще смотрят на жизнь взрослых слегка отстранено. Мы давно уже привыкли к показной вежливости, фальшивым лицам, ничего не значащим фразам - но для них эти наши ужимки слишком очевидны. Так есть момент, когда потенциальная мачеха начинает интересоваться ее жизнью, и совершенно ясно, что весь этот интерес не более чем просто пустые и вежливые слова, которые рождают желание жесткого протеста и непримиримости. Поймите правильно, мы взрослые люди и я не говорю здесь о том, что всякая искренность обязательно хороша. Но какие-то вещи мы явно упускаем и иногда полезно посмотреть их глазами на те глупости, которые мы из себя изображаем.
Людмила: Из разговора с знакомой юной девушкой, я поняла, что она готова доверять лишь тем людям, которые не хотели бы подгонять ее под некий стандарт, а готовы принимать ее как есть. Учителя же хотят сделать из учеников граждан своей страны, будущих студентов или работников и так далее... Ей же дороги лишь те люди, которые не пытаются извлечь из нее какую-либо выгоду. Потому что как ни крути, мир построен на выгоде.
Алексей: Очень часто!
Людмила: Ты не будешь представлять никакого интереса для человека, если вас не связывают деловые отношения, либо ты ему полезен чем-то другим. Польза во главе угла. Однако в фильме “Призрачный мир” таких отношений между героями нет совсем.
Алексей: Согласен. Персонаж Стива Бушеми подкупает Энид как раз тем, что не пытается ее ничему учить; он просто впускает ее в свой мир; дает ей слушать свою любимую, кстати, весьма замечательную музыку и на этом все! Если бы можно было к нему добавить стержень покрепче, то из него получился бы идеальный наставник подростков.
Людмила: Может быть. Хотя, если бы появился стержень, то ушел бы внутренний изъян - ведь, он сам определяет себя человеком второго сорта.
Алексей: Он бы сразу начал учить!
Людмила: Но в данный момент, он наоборот, считает, что учить не чему, потому что его жизнь не образец для подражания, он не высокого о себе мнения, поэтому в нем есть обаяние рассеянного, растерянного человека.
Алексей: Знаешь, кто еще меня поразил? Ее подруга, разумная работящая Ребекка. Поразила меня ее способность при всей их различности оставаться доброй и верной; готовность оставаться подругой, несмотря на то, что та подставляла ее как минимум раз в день.
Людмила: Ребенок ведь в поиске!
Алексей: Но и подруга такого же возраста, могла бы тоже быть в поиске. Но она предпочитает все прощать, несмотря на все размолвки, мы видим, что они до конца остаются подругами. В этом смысле для нас, взрослых, подросток это стопроцентная проверка нашей способности к прощению, потому что он неминуемо обеспечит нам громадное количество ошибок; своей присущей ему угловатостью он может причинить много боли, и обязательно сделает это. Это настоящий тест! Если мы оказываемся людьми незрелыми, то будут конфликты и обе стороны скорее всего закроются друг от друга, поэтому единственный путь — прощать. Я не говорю о вседозволенности, а о том, что высказывая жесткие вещи нужно все равно продолжать держать за руку. Может быть это банальные утверждения, но они обладают огромным терапевтическим эффектом.
Людмила: У меня последний вопрос: в фильме есть очень интересный персонаж - очень пожилой человек, который сидит на остановке и ждет автобуса. Время от времени ему объясняют, что автобус здесь уже несколько лет не ходит, он это выслушивает и продолжает сидеть. В финале, автобус, которого не должно быть, приходит и на нем уезжает сначала дедушка, а потом и наша главная героиня. Автобус увозит ее в неизвестный мир; она не осталась жить с подругой, не осталась с коллекционером, она уехала...
Алексей: За призрачной мечтой! Конечно, мне прием с автобусом не очень понравился, показался слишком банальным — автобус, увозящий ее во взрослую жизнь! Ну, да ладно, простим это режиссеру. Хочется пожелать ей удачи, потому что в этом мире может не быть подруги, которая несмотря ни на что будет держать тебя за руку и отца, который при всей его ограниченности, искренне любит свою дочь.
Людмила: Мне кажется, эта девочка и есть София Коппола, которая поехала искать себя по разным странам, городам и отелям.
Алексей: Я понимаю, что трудно донести подросткам эту мысль, но в этом поиске нужно поберечься; не все нужно пробовать; есть вещи, сделав которые, ты уже вернешься назад. Поберегите себя!
Людмила: Мечта все бросить и уехать — привлекательная вещь! Но есть опасность, что одно ты бросишь, а другого не приобретешь.
Алексей: Пусть Бог хранит от такого! На этой ноте заканчиваются наши сегодняшние размышления о подростках.

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино