Фрост против Никсона (Frost/Nixon) режиссер Рон Ховард

Если столкнулись два тщеславия — добра ожидать не приходится. Однако эта ситуация может дать неожиданный эффект. Власть политическая и власть средств массовой информации, какая из них больше? Зависит от мастерства отдельнно взятых людей.

Фрост против Никсона, Frost/Nixon, Майкл Шин, Michael Sheen, Фрэнк Ланджелла, Frank Langella, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия Фрост против Никсона, Frost/Nixon, Майкл Шин, Michael Sheen, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия Фрост против Никсона, Frost/Nixon, Фрэнк Ланджелла, Frank Langella, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, рецензия 

 

Людмила: Мы начнем с того, что это была очень удачная театральная постановка, а потом режиссер Рон Ховард решил снять по этой постановке фильм, увидев в ней потенциал, и даже актеры — исполнители главных ролей перекочевали со сцены в фильм. Это Майкл Шин и Фрэнк Ланджелла. В чем этот потенциал мы сейчас как раз попытаемся разобраться, потому что немного странным кажется смотреть целый фильм интервью, которому уже лет 40. Оно было взято в 1977 году, на момент выхода фильма интервью было 30 лет, казалось бы зачем так тщательно восстанавливать разговор тридцатилетней давности? Но речь идет о двух очень интересных персонажах, мы попытаемся разобраться кто с кем борется, хотя в оригинале в названии нет слова против, просто Фрост — Никсон.
Алексей: Хотя противостояние действительно есть. Пара слов о политической подоплеке, Уотергейтский скандал — это эпизод в политической истории США, когда выяснилось, что представители действующей администрации Ричарда Никсона использовали нелегальную прослушку для того, чтобы шпионить за штабом демократов. Когда это вскрылось, то выяснилось, что президент Никсон пытался замять этот скандал, пытался давить на действующих фигурантов, на прокурора, с тем, чтобы все выглядело в выгодном для него свете, и чтобы скандал перестал развиваться. Однако дело раскрутилось с еще большей силой и ударило по нему же, в результате он был представлен к импичменту и был вынужден покинуть пост президента.
Людмила: Это был первый случай, когда глава государства отказывается от своего поста.
Алексей: Да, но в этом случае было главным то, что он уходит под давлением процедуры импичмента. Это очень яркое событие в истории Соединенных Штатов, потому что был период, когда еще не утихло движение хиппи, когда в моде были политические протесты, когда прогрессивно думающая молодежь Америки и Европы клеймили правительства своих стран в лицемерии, в авторитаризме, тирании и во всем прочем. И вот этот скандал произошел в это горячее время и очень потряс американцев, не то что бы все думали, что до этого политики были ангелами, всегда понятно, что это грязное занятие, но в этом случае правда была обнаружена прямо перед глазами миллионов телезрителей. И это на фоне того, что Никсон был очень популярным президентом, он с большим перевесом победил на выборах в 1972 году, как раз перед тем, как начал раскручиваться скандал и пользовался поддержкой большинства американцев, но эти события привели его к отставке.
Людмила: Фильм начинается с того, что происходит отставка и вот последняя речь президента к народу, надо сказать, что пресса играла в раздувании Уотергейтского скандала большую роль, именно журналисты обострили внимание общественности к этому процессу. Пресса показала, что она может многое, не даром ее называют четвертой властью.
Алексей: Некоторые считают, что это первый случай, когда это сравнение стало не просто метафорой, а реальностью. Один из докладчиков Самюэль Хантинктон, анализируя событие сказал, что это первый случай, когда пресса сыграла ведущую роль в том, что еще до сих пор не удавалось ни одному институту, группировке или даже комбинации нескольких институтов Америки — лишить кресла президента, который был избран менее двух лет назад поддержкой большинства.
Людмила: И вот во время последней речи президента журналист по имени Дэвид Фрост понимает, что Ричард Никсон — это фигура, способная собрать высокие рейтинги и вообще, этот скандал способен обеспечить ему новое блестящее будущее. К политике журналис Дэвид Фрост не имел тогда никакого отношения.
Алексей: Да, собственно одна из основных интриг фильма в том, что до этого Фрост не был принципиальным борцом с режимом, совестью нации и в этом духе. Он далеко не Нельсон Мандела, которого гнобили, а он отсидел, вышел и теперь воздаст по справедливости. Нет, мы видим ведущего токшоу, которого с кем бы у нас сравнить, чтобы не обидеть.
Людмила: Малахов.
Алексей: Да, первым в голову приходит, по внешности пустоватый, гламурный, красивенький, любимец женщин, который лучше всего умеет в своем шоу ввернуть какую-нибудь шуточку, чтобы все посмеялись. Всю жизнь он этим и занимался, вел токшоу для домохозяек, ему уже 48 лет, он перешагнул среднюю черту жизни, и вот он смотрит на все эти события в программах новостей и сознает, что хотел бы стать знаменитым, персонажем, оставшимся в памяти навсегда. Причем везде в фильме он честно озвучивает свой мотив, он хочет просто запомнится, он хочет воспользоваться этой ситуацией, чтобы попасть в поле зрения миллионов телезрителей
Людмила: Ну, и конечно, сам Никсон жаждал оправдаться или хотя бы вернуть к себе интерес, но при этом интервью он не давал. Но, встретившись с Фростом, — соглашается.
Алексей:  Потому что он подумал, что легко его уделает.
Людмила: Они оба друг друга недооценили. Фрост думал, что будет беседовать с опальным политиком, которому возможно будет стыдно, и он сможет вовремя на него надавить, типа — как вам не стыдно!?
Алексей:  Или свои любимые шуточки сможет использовать.
Людмила: А Никсон понял, что это достаточно глупый молодой человек, совсем недостойный его противник и вот в таком недооцененном состоянии они встречаются. Конечно же еще и деньги большую роль сыграли.
Алексей: Мотив обоих — войти в историю как значительные фигуры: Никсон хочет оправдаться, чтобы люди запомнили больше то, что он сделал хорошего, чем ту маленькую ошибочку, которую он допустил в связи с Уотергейтским скандалом. А Фрост хочет запомниться не ведущим токшоу, а принципиальным серьезным журналистом.
Людмила: Действительно, мы весь фильм видим как его задевает, когда его пренебрежительно называют ведущим токшоу, его это очень обижает. Когда его коллегам становится известным то, что он собирается предпринять, никто в него не верит, главы всех каналов отказываются выпускать это в эфир, считая это слабым материалом. Над ним все подшучивают и никто не верит в его успех. Интересный момент, как он выбирает себе помощников, это очень интересные актерские работы, два помощника, которые помогают Фросту готовиться к интервью: один — разъяренный тип, готовый убить Никсона за обиды нанесенные американскому народу, за то, что тот дискредитировал институт президентства; а второй — просто хитроватый тип. С другой стороны, начинает готовиться Никсон, и когда обе команды встречаются..
Алексей: .. это похоже на боксерский поединок.
Людмила: Да, они оценивают каждую реплику, каждый выпад, прерывают трансляцию, чтобы что-то сказать друг другу получается очень напряженная атмосфера, напряженный разговор, за которым наблюдает масса народу. Фильм сделан действительно здорово.
Алексей: Удивляет и захватывает то, что хоть и главные герои движимы отнюдь не благородными мотивами, но как ни парадоксально, сойдясь вместе эти два тщеславия делают что-то, я бы сказал, полезное. Ложь изобличено, может быть не во всем объеме, но тем не менее. Это интервью становится судом над Никсоном, потому что настоящего суда ему удалось избежать, поскольку он в тот момент был еще действующим президентом, а потом новый президент быстренько объявил ему помилование, чтобы замять эту ситуацию. И вот мы видим все-таки торжество правосудия. Ситуация интересна тем, что сам Фрост, это не тот персонаж за которого с самого начала хочется болеть, прощелыга, не вызывающий симпатии.
Людмила: К тому же первые три беседы он проигрывает.
Алексей:  Да, Никсон выглядит как матерый политик, который говорил с Мао Цзэдуном и Брежневым, настоящий интеллектуал, который собаку съел на тонкостях всех этих переговоров, он его вчистую разносит, размазывает как щенка, не оставляя никакого шанса. Каждый неприятный вопрос обращает в победу себе.
Людмила: Он держится не агрессивно, добродушно, с достоинством, мы, действительно видим великую фигуру. Чего он, собственно, и добивается. Друзья Фроста говорят ему, что если Никсону в результате интервью удастся оправдаться, то это конец, это полный крах. И вот, остается четвертое интервью, которое по договоренности должно касаться Уолтергейта.
Алексей:  И Никсон по фильму делает большую ошибку, он в слегка подвыпившем состоянии, не знаю было ли так в жизни..
Людмила: ..этого на самом деле не было, это ход драматурга.
Алексей: Хорошо, пусть это будет художественный прием, он, подвыпив, звонит Фросту и говорит ему — знаешь, чем мы с тобой похожи? Мы оба пытаемся добиться благосклонности у богатеев. Всю жизнь в поте лица трудимся, а если делаем ошибку, то эти папенькины сынки, которым все досталось даром, говорят — вот, вот, мы так и думали. И запомни, в нашей схватке запомнят только одного, и это буду я. Одно тщеславие наносит болезненный удар поддых другому тщеславию — Фрост, крайне этим задетый, словно как бы включается.
Людмила:  Делает впервые то, чего никогда не делала — начинает серьезно готовится.
Алексей: Да, даже находит какие-то записи, которые не были обнаружены другими журналистами. И, когда, самоуверенный, уже ведущий себя по-барски, приходит на четвертую встречу, Фрост наносит ему жесткий удар и мы видим это крупным планом. Нужно сказать, что этот скандал еще интересен ролью телевидения. До этого доминировало радио, а первые популярны политические теле дебаты состоялись между Никсоном и Кеннеди, знаменитым президентом-красавчиком. И говорят, что если бы это были радио дебаты, то Никсон бы однозначно победил, а поскольку в теле дебатах Кеннеди смотрелся лучше, он фотогеничен, нравился женщинам, а у Никсона, наоборот, в какой-то непростой момент даже над губой запотело и это все увидели, в общем он тогда проиграл. Здесь же к Фросту он пришел уже с платочком, приготовившись, но все равно мы видим крупным планом лицо человека, который карабкался-карабкался и уже очень устал. А Фрост его еще и подловил, задав ему свой ключевой вопрос — признаете ли вы, что ошиблись? Не могу сказать, что здесь произошло глубокое покаяние Никсона, да и он сам сказал, что не собирается тут ползать на коленях, но насколько он может, настолько он признает — да, это была моя ошибка! И мы видим его уставшее, потерянное лицо. Это, наверное, наивысший момент фильма. Это был конец карьеры Никсона, конец всех его попыток. И, конечно триумф Фроста и его команды. Вот для тебя о чем этот фильм?
Людмила: О власти политической и о власти массмедиа, об их противостоянии некоем. Например, во время коронации Елизаветы II, королевы Британии, тогда еще было не принято снимать крупный план, некоторые телевизионщики, буквально пошли на риск, почти на преступление — они сняли крупным планом. Рассказывая об этом компания BBC упомянула и гибель принцессы Дианы, которая погибла спасаясь от папарцци, устроивших за ней погоню. Многие журналисты поняли, что могут манипулировать чужими жизнями при помощи информации и подлога, а это может привести даже к гибели. Здесь тоже, это даже не победа Фроста, а победа крупного плана. Никсон мог бы поставить Фроста на место, но он не может поставить на место общественность, прикованную к телеэкрану, а если ты перед софитами сидишь на сцене словно голый, тебя все видят, то очень сложно с собою совладать. Каждый упивается своей властью, каждый хочет ее достичь и мало думает о других.
Алексей: А как ты думаешь, хорошо ли это, что какой-то малахольный ведущий токшоу может воткнуть палку в колеса такому гиганту как Никсон.
Людмила:  Не знаю. С одной стороны, хорошо, а с другой — все ли политические фигуры должны быть у нас словно на ладони, тогда может не стать авторитетов, это может превратиться в бесконечный парад несовершенств. А людям ведь нужны примеры!?Почему существуют герои сказок, герои, совершившие подвиги в жизни. Не можем же мы оставить их только в литературе, а в жизни они на поверку окажутся небезупречными.
Алексей:  А я бы хотел, чтобы не было среди людей священных коров. Власть очень легко творит идолов, и они сами начинают верить в свою уникальность. Смотря этот фильм, и взвешивая все за и против, я понял что хотел бы, чтобы Никсон подбирая слова и потея отчитывался перед каким-то ведущим шоу, потому что это какое-то противоядие. Несмотря, на то, что этот фильм рассказывает о катастрофическом событии в истории Америки, мне кажется, что он имеет хороший мотив — даже президент должен отчитываться. И это хорошо. Безусловно, мы понимаем, что журналюги не ангелы, но тем не менее желая достичь своих совершенно эгоистических целей, люди добиваются какого-то баланса. А другая ценность этого фильма в том, что показано насколько человеку трудно признать свою вину. Очень хорош актер, играющий Никсона, мы видим как он закипает: почему я, остановивший войну во Вьетнаме, договорившийся с Брежневым должен перед каким-то клоуном отчитываться? Трудно держать отчет, видно как трудно, и чем выше власть, тем труднее признавать ошибки. Интересно показано, что когда он признается, пусть не до конца, пусть наполовину, все равно с какими-то оговорками и извинениями, даже это выглядит каким просветлением. Мы видим словно бы к нему пришла свобода, он как бы выдохнул и стал просто усталым человеком. Мне лично старый уставший человек симпатичнее матерого зверюги, который готов растерзать всех своих оппонентов. Если угодно даже чуть-чуть надломленный человек симпатичней, потому что это честней, эта его уязвимость, делает его более человечным. Способность признать свои ошибки это одна из сложных и самых нужных вещей, которую нужно приобрести.

 

другие фильмы из серии "схватка":

"Сомнение" (Doubt) режиссер Джон Патрик Шэнли Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (The Sunset Limited) режиссер Томми Ли Джонс

 

 

 

 Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн