Бобби Фишер против всего мира (Bobby Fischer Against the World) Лиз Гарбус

Бобби Фишер, Bobby Fischer, Бобби Фишер против всего мира, Bobby Fischer Against the World, 2011, кинолица, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Бобби Фишер, Bobby Fischer, Бобби Фишер против всего мира, Bobby Fischer Against the World, 2011, кинолица, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?Бобби Фишер, Bobby Fischer, Бобби Фишер против всего мира, Bobby Fischer Against the World, 2011, кинолица, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

"Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World), 2011, документальный фильм, режиссер Лиз Гарбус

Людмила: Подобный фильм мы уже обсуждали, это был фильм про гонщика Айртона Сенну, тогда меня поразило, что, оказывается можно из хроники и довольно статичных интервью сделать настоящий экшен. То есть оба фильма, и про Фишера, и про Сенну это документальный экшен.
Антон: Я даже думаю, что они открывают новое время. Сейчас снимают по-другому и похоже, что есть тенденция снимать документальные фильмы именно так. Напряженный сюжет..
Людмила: ..Несмотря на то, что речь идет о хронике!
Антон: Да, ведь это документальный фильм. Нет голоса за кадром; нет ведущего, что-то объясняющего или цитирующего; «говорящего глаза» нет, который что-то говорит и показывает..
Людмила: То есть это не такой научпоп, как мы привыкли, типа BBC или наподобие его. Это совершенно другое кино.
Антон: Собственно из-за документальности фильма в нем очень много интервью, много нарезанных кадров и очень много монтажа.
Людмила: Да. Это монтажный фильм, мы видим хронику, перемешенную с воспоминаниями тех, людей, которые были свидетелями каких-то событий, и интересно, что режиссура, в данном случае — это как раз построение монтажа. То есть то, как выстроен фильм с точки зрения монтажа; что за чем следует.
Антон: И ты, действительно забываешь, что это документальный фильм, переживаешь словно художественное произведение.
Людмила: У фильма «Бобби Фишер против всего мира» очень интересная конструкция, он поделен на главы, которые иллюстрируют определенные периоды его жизни, и для основного образа выбрана шахматная доска, поскольку он шахматист, доска очень важная в жизни вещь: мы видим, когда глава открывается — делается какой-то ход на доске, получилось очень символично. ежиссер фильма Лиз Гарбус использовала эстетически очень интересные ходы: газетные вырезки, газетные заголовки, фотографии — все это словно коллаж, с которым она очень умело и интересно работает. Потому что ничего интересного просто в чтении газетных заголовков нет, но она подает их под таким ракурсом, что создается шум вокруг персонажа и высвечиваются его различные стороны.
Антон: Надо сказать, что сам персонаж был шумным..
Людмила: Ну, да, неординарным..
Антон: И есть, что снимать о нем, жизнь была яркая, время было особенное — период Холодной войны, противостояния между Советским Союзом и Америкой и шахматы в то время, об этом говорится в фильме, имели такой же резонанс в обществе по-массовости, как в наше время гонки «Формулы 1» или Чемпионат по футболу. Я читал интервью с одним корреспондентом, который описывает те времена, он сам очень любит шахматы и вспоминает, что когда в 1972 году проходил тот Чемпионат мира по шахматам между Спасским и Фишером, а событие это было длинное, то есть борьба могла длиться в течении двух месяцев, у них было запланировано 24 игры, так вот этот корреспондент ходил по барам и специально наблюдал, по его наблюдениям из 21 бара в 18 люди завороженно смотрели шахматную игру.
Людмила: Да, действительно, удивительный эффект, там, когда показываются новости того времени, диктор перечисляет важные политические события, а потом говорит — но сначала мы вам покажем результаты игры между Спасским и Фишером. Это была ключевая новость на тот период.
Антон: Это было просто особенное время. Сейчас конечно, шахматы популярны, но их освещение в новостях невозможно даже представить.
Людмила: Исторически вокруг этой шахматной партии много было смысловой борьбы.
Антон: Очень большие ставки с обоих сторон были сделаны.
Людмила: В фильме рассказывается о том, почему это состязание настолько сильно привлекло внимание всего мира, и насколько напряженно все это было. Как я уже сказала, фильм выстроен просто здорово и наблюдать за всем происходящим очень интересно, хотя это уже далекие события. Когда я готовилась к просмотру фильма, почему-то я Фишера представляла себе уже в пожилом возрасте, у меня в голове был образ небритого дядьки в бейсболке, и когда я увидела его молодого я очень удивлена была, поскольку мне казалось, что Фишер - это растиражированный образ безумца, неформатного, неадекватного мужика, которым он был уже на закате своей жизни. Оказывается, у него было, вполне себе, блестящее начало жизни и все вокруг него было интересным. Моя мама в студенчестве играла в шахматы очень напряженно и упорно, защищала честь своего ВУЗа, я спросила ее — Мама, кажется, что это очень скучная игра? Она очень возмутилась, как я посмела шахматы связать с таким словом. Она сказала, что о скуке не может быть и речи, потому что это настоящая страстная борьба умов; в голове настолько сильное напряжение от того, что ты просчитываешь огромное количество разных ходов, что психологические и умственные нагрузки, которые испытывают шахматисты во время состязаний просто колоссальны. Какая скукота? Это напряжение, это экшен! В общем она очень возмутилась. Но тем не менее, я думаю, что люди, которые выпустили такой материал очень рисковали, потому что как заинтересовать Бобби Фишером нынешнего зрителя и шахматами к тому же?
Антон: Ну, да. У Бобби Фишера больше шансов заинтересовать зрителя, чем у шахмат. Это однозначно. Потому что вел он себя очень странно, но этому есть причины. Вел он себя странно не потому, что хотел выглядеть странно, а потому, что он такой человек.
Людмила: Да, как бы пунктиром: подающий надежды, еще с юношества, парень — фанат шахмат, который, кроме шахмат ничего не хочет видеть в 29 лет становится чемпионом мира, в конце концов заканчивает жизнь чуть ли не аутсайдером, которого хотят посадить в тюрьму и так далее. То есть, биография очень нестандартная. Вообще интересно, что и Айртон Сенна и Бобби Фишер — это ретро герои, ретро персонажи и я думаю, что обращение к ним, это ответ на современных супер героев. Все-таки есть аудитория, которая хочет смотреть не на супер героев, не на выдуманных персонажей и не на очередной перезапуск «Человека-паука», что меня жутко возмущает, десяти лет не прошло как был снят оригинал «Человека-паука» и мы уже перезапускаем этот фильм. Я думаю, это умное противостояние таким супер героям — реальная жизнь гораздо интереснее любого комикса. У нас есть интервью с режиссером фильма, где она озвучивает свой взгляд на своего персонажа и причину своего интереса именно к нему.

 

- В вашем фильме великий шахматист Гарри Каспаров говорит о том, что между гениальностью великого шахматиста Бобби Фишера и его душевным расстройством есть связь. Мне кажется, это все равно, что рассуждать о том, кто был раньше: курица или яйцо? А каково ваше мнение при создании этого фильма? Как вы думаете, это шахматы сдвинули Фишера в неверную сторону или же это была зарождающаяся болезнь, которая привела его к шахматной доске?

- Конечно, на этот вопрос нет легкого ответа . Я думаю, что шахматы - это, то, вокруг чего была организована жизнь Бобби Фишера. Начиная с 6 лет, все было подчинено одной цели и пока в нем жила эта цель - стать чемпионом мира по шахматам - все в его жизни имело смысл и все было направлено к этому. Но, однажды , эта цель была достигнута, хотя, нужно сказать, что он намеренно оттягивал этот момент, как можно дольше. Например, он намеренно не появлялся на отборочных турах. Также, и в том самом 1972 году ,он уклонялся от появления на матче. Я думаю, что шахматы держали его в определенном тонусе, и когда, Бобби, наконец, достиг своей цели - он потерялся, дал слабину, и болезнь начала захватывать его необыкновенный ум. Он пробовал размышлять над церковной идеологией, и это могло бы заполнить его жизнь, но он быстро разочаровался в церкви. Он так и не нашел той сферы, в которой он мог бы применить свой мозг.

Людмила: Даже в самом интервью чувствуется некое противоречие, она про него говорит как про, безусловно выдающуюся личность, и в конце концов, приходит к выводу, что этот человек все-таки несколько растерялся и потерялся по жизни, действительно, это трагедия Бобби Фишера и его неоднозначность именно в том, что он был на вершине и оказался в самом низу.
Антон: И еще нужно подчеркнуть, что Бобби Фишер был свободным человеком и жил в хотя бы видимой свободной стране, Соединенных Штатах. Я слушал интервью со Спасским, который говорил, что в фильме очень подробно описываются шахматные партии, это действительно очень интересно, прямо можно многосерийный фильм снять о самой их игре. И, вот, третья партия по словам Спасского была решающей, потому что Бобби сначал валял дурака: то играю, то не играю; то хочу, то не хочу; это мне мешает, это не мешает; и Спасский говорит, что его уже окончательно достало поведение Фишера, но он не имел политической воли, не имел сил и права сказать — все, я тоже играть не буду! Тому, кто отказывался играть зачитывалось поражение.
Людмила: Так называемое техническое поражение.
Антон: Да, и Спасский говорит, что в тот самый момент он уже проиграл, потому что он не мог отказаться от игры, потому что он представлял систему; страну, которая стояла за ним; советскую шахматную машину. А Фишер всегда представлял только самого себя, и это очень важно, это его поведение, человека-одиночки, прослеживается на протяжении всей его жизни, оно было совершенно импульсивным, строилось на своих каких-то только ему понятных основаниях. Долгое время этим основанием были шахматы, но потом, по той или иной причине, совершенно до конца не понятно почему он не захотел играть в шахматы на людях. И очень долго не играл публично.
Людмила: Интересно, что это его поведение, перед тем самым матчем 1972 года, многие объясняют его желанием дестабилизировать противника, заставить его занервничать и так далее. Многие люди, которые знали Фишера, говорили наоборот, что все это здесь ни при чем, Спасский его не интересовал, это было сражение с самим собой, со своими внутренними демонами. И вроде бы режиссер фильма придерживается той же самой трактовки; мы видим, что главный его конфликт с самим собой. Для меня очень неприятный момент в фильме, это когда Фишер в уже пожилом виде, у психолога нес 20 часов в сутки полную чепуху про всякие заговоры, продажность американцев и так далее, и был уже совершенно невозможным, там есть хроникальные кадры когда психолог ему говорит — стоп! У нас же диалог, значит я тоже должен когда-нибудь говорить! Фишер превратился в постоянную нездоровую говорильню. Психолог, который пытался с ним общаться и понять, что с ним происходит был вынужден в какой-то момент, в ресторане сказать - отсядь от меня, все, я уже не могу! Действительно, это очень трагичный момент, показывают растерянное лицо Фишера, непонятно сознавал ли он, что своими эксцентричными поступками, он загоняет себя в зону, где он окажется совсем один? Видна трагедия человека. Моя мама сказала, что шахматы — это огромное количество комбинаций, где тебе нужно найти верный ход, но если ты так воспринимаешь весь мир, перебираешь варианты, у Фишера были с религией разные варианты, он пытался себя найти, продумывая кучу комбинаций, и при этом, отчаянно боясь остановится на чем-то одном. Когда он стал мировым чемпионом в 29 лет - он достиг своей мечты, а вот, с Карповым нашим он уже побоялся играть, может быть он боялся потерять свой титул.
Антон: Это сложный вопрос: боялся или не хотел по каким-то причинам?!
Людмила: Я думаю, что это трагедия человека, который боялся стать тривиальным, простым. Психологи говорят, что у всех гордых людей, гордость и независимость от внутренней низкой самооценки. То есть одновременно они о себе высокого мнения, потому что внутри они о себе низкого мнения, такой диссонанс личности. За такими людьми интересно наблюдать и психологам, чтобы проверять свои концепции, почему он такой, почему его судьба так сложилась, и просто зрителю; потому что в отличие от супер героев, на которых мы здесь нападаем, этот персонаж не линейный, его так просто не объяснишь, у него нет какого одного мотива.
Антон: Да, очень интересно. Действительно он же был в молодости красавец, спортсмен и интересный человек.
Людмила: Насчет красавца спорно, но ладно.
Антон: Он был во всех отношениях развитая личность. В старости же — сумасшедший дед, обрюзгший и сдвинувшийся. У меня было очень сильное ощущение, когда я смотрел этот фильм, что этот вот тот самый человек, который потерял свое основание, возможно шахматы были его основанием, от которых он отказался или по каким-то причинам выскользнули они у него из под ног и нового основания он не нашел. Как человек, который первый раз оказался на льду, и начинает боятся всего, не знает как дальше идти? От Бобби Фишера остается такое ощущение и фильм это очень хорошо передает
Людмила: Фильм еще несет просветительскую функцию; хочется куда-то залезть, почитать про Холодную войну, про шахматы. Кино, которое побуждает стать исследователем, продолжать эту линию, этот сюжет, потому что одним фильмом про Фишера невозможно рассказать; начинаешь ходить по ссылкам, искать новые факты. Я люблю кино, которое продолжается дальше в твоей жизни и заставляет тебя расследовать.
Антон: Фильм, который точно можно смотреть в кампании и это будет хороший вечер.
Людмила: За этим фильмом стоит HBО, это компания, которая снимает абсолютно нестандартные сериалы, я думаю, среди наших слушателей есть поклонники «Клана Сопрано», «Прослушка», ну и мой любимый сериал «Клиент всегда мертв» - маленький пиар — и вот, эта компания берется за может быть и проигрышный материал, но выигрышный точно в плане контента, содержания. За что попало они не берутся, они берутся только за интересные и нетипичные истории и это, действительно нетипичный фильм про нетипичного человека.

рецензия на фильм "Бобби Фишер против всего мира" (Bobby Fischer Against the World) 

режиссер Лиз Гарбус о гениальном шахматисте Бобби Фишере

 

другие фильмы из серии "биографии"

"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) режиссер Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) режиссер Жоанн Сфар Виолета отправилась на небеса (Violeta se fue a los cielos) режиссер Андрес Вуд "Переступить черту" (Walk the Line) режиссер Джеймс Мэнголд "Фрида" (Frida) режиссер Джули Тэймор
"Секс, наркотики и рок-н-ролл" (Sex & Drugs & Rock & Roll) Мат Уайткросс "Генсбур. Любовь хулигана" (Gainsbourg Vie héroïque) Жоанн Сфар "Виолета отправилась на небеса" (Violeta se fue a los cielos) Андрес Вуд "Переступить черту" (Walk the Line) Джеймс Мэнголд "Фрида" (Frida)режиссер Джули Тэймор

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула
Левиафан (Leviathan) режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор