Фауст (режиссер Александр Сокуров)

Фауст, Faust, 2011, Александр Сокуров, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Фауст, Faust, 2011, Изольда Дихаук, Isolda Dychauk, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Фауст, Faust, 2011, Йоханес Цайлер, Johannes Zeiler, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Сегодня мы поговорим... вернее, насколько я правильно поняла, мы попытаемся поговорить о картине Александра Сокурова «Фауст», которая победила на Венецианском фестивале. Как мы уже отмечали раньше, в России победа осталась незамеченной, кроме сочувствующих кинокритиков из журнала «Искусство кино», «Сеансы» и так далее.. А журнал «Афиша» - я не думаю, чтобы они что-то заметили..
Алексей: Такие фестивали, как венецианский, в принципе, работает на специфическую аудиторию. Я думаю, в Европе та же картина: нельзя сказать, что фильмы, победившие в Венеции становятся известными широкой публике, скорее всего — это тоже, достаточно специфические киноманские события.
Людмила: Интересно, что высказывания мэтров режиссуры о жизни имеют сейчас даже свое название: «Опус-магнум», то есть «Подведение итогов»...
Алексей: .. или «Великий труд».
Людмила: Это широкий обобщенный взгляд на современность; на прошлое или настоящее. Сейчас многие режиссеры используют обобщения, чтобы высказаться о жизни, например «Хранитель времени». Многие говорят, что и этот фильм Сокурова есть большое высказывание о жизни и о кино…
Алексей: Да?
Людмила: Да. О мире, в котором мы живем. Эта победа фильма интересна, прежде всего тем, что представитель коммерческого кино Даррен Аранофски, который возглавлял жюри..
Алексей: Ну, Аранофски и там, и там поспевает...
Людмила: Да, это так, однако же, его основная ставка на зрителя! Он выбирает ленты зрелищные, визуальные, с залогом на успех. Тот же «Черный лебедь» - хоть это и не простое кино и не совсем популярная тема, но тем не менее: топовая актриса плюс зрелищность означает, что на этот фильм будет интересно пойти и обычному зрителю и необычному. И вот, этот довольно расчетливый человек присуждает премию Сокурову?! Довольно неожиданно! Я вообще не знаю, как относиться к такой победе, и тем более, в Венеции.
Алексей:

Я пытаюсь понять: понравился мне фильм или нет. Это тот случай — когда сразу и не ответишь: не то, чтобы не понравился — он, мне кажется и не создан для того, чтобы нравится. Есть фильмы, призванные оставить в нас некое ощущение легкости: комедии, приключения, фильмы про счастливую и, наоборот, несчастную любовь - все они оставляют после себя грустно-сладостное настроение. Этот фильм другой. С самого начала он визуально пытается воздействовать на зрителя самым суровым образом - он подавляет и сделано это сознательно.

Формально этот фильм является окончанием тетралогии фильмов Сокурова о власти.

Людмила: «Молох» и «Телец».
Алексей: Фильмы о различных властителях: Гитлере, Ленине... Я, к сожалению, их не видел, поэтому мне трудно увязать все в единую картину. Люди, которые смотрели все, говорят, что последний фильм выбивается из ряда. Здесь Сокуров вызывает к жизни мифологический персонаж - доктора Фауста из одноименной поэмы Гете, в которой главный герой, Фауст, заключил сделку с дьяволом. У Сокурова тоже, но сложнее. Вообще фильм снят очень специфично, все герои говорят на немецком, и большая часть актеров, действительно, немцы.
Людмила: Причем на старонемецком.
Алексей: Съемки также, судя по антуражу, происходили в Германии; фильм довольно тяжелый, но не в смысле изобилия жестких сцен, нет. Именно из-за своей давящей атмосферы. Там очень много кадров, где люди протискиваются через узкие проходы, снуют по узким улочкам, протискиваются в какие-то пещеры, почти норы. Там нет ударения на замкнутом пространстве, но люди везде почему-то обязательно протискиваются. Сами они ведут себя довольно странно, гротескно; есть в их поведении что-то босховское. К тому же фильм очень грубый и плотской, начинается он со сцены вскрытия тела с целью поиска души, душу Фауст не находит, а фильм так и продолжается чередой брутальных сцен со множеством физиологических образов. Даже Сатана выглядит не то чтобы слизняком, но телом довольно изношенным, живущим слишком долго, непомерно долго. В одной из сцен, он в бассейне и можно лицезреть ню - очень физиологично показано! Ничего завораживающего.
Людмила: Никакой масти от той силы, что вечно хочет зла?...
Алексей: Я бы сказал, что фильм максимально приближен к поэтическому произведению, он воздействует как образ, как впечатление.
Людмила: Можно ли сказать, что он антизрительский?
Алексей: Скажем так: Сокуров не сделал ничего, для того, чтобы его было легче смотреть.
Людмила: Хорошо, если это фильм-высказывание, то оно должно быть к кому-то обращено? Есть ли собеседник?
Алексей: Я себя собеседником не чувствовал!
Людмила: А кем?
Алексей:

Человеком, который из уважения к таланту, пытается досмотреть фильм до конца. Нужно отдать должное качеству работы: созданные образы, картинка - все выверено мастерски. Не математически, а именно образно, эмоционально. Образный ряд очень густой; он вызывает именно те чувства, которые, как я думаю, и хотел вызвать Сокуров: чувство неловкости, тяжести, брезгливости. Тут он абсолютно профессионален! Но если у меня спросят — что он хотел сказать этими кадрами, мне нечего ответить - я в растерянности. Я убежден, что фильм является плодом серьезных размышлений. Мы знаем, что Сокуров - человек неторопливый и мыслящий. Но ему не удалось сделать меня своим собеседником, я его не понял... Наверное, он рассчитывает на своих приверженцев.

Обращение к образу Фауста весьма интересный ход. Снова вынужден признаться, что книги не читал, но насколько я знаю из пересказа...

Людмила: История Фауста очень древняя; сам Гете — это один из ее литературных обработчиков, придавший ей свои акценты. В кинематографе есть множество немых фильмов по легенде о Фаусте и других интерпретаций, поскольку история о продаже души хорошо узнаваема и всем понятна. На ее основе многие режиссеры демонстрировали кинематографические новшества, сопроводив образ Фауста или дьявола, колдовство, зелье, взрывы сверхновыми спецэффектами или последними методами режиссуры.
Алексей:

У Гете Фауст продает свою душу за знание; он хочет постичь мироздание. Когда он достигает цели, то оказывается неудовлетворенным. Насколько я понял из критики, основная идея Гете — это упрек европейцам нового времени или, лучше сказать, пинок в сторону ученых-рационалистов, которые сказали — нам ничего не нужно, кроме сухого знания; у нас есть формулы и пробирки, и теперь, наконец, мы все узнаем. А Гете говорит, а душа-то где? Нужна душа! Человек без душевного порыва — ничто, и все это знание не принесет ему никакой пользы, если он в своей жизни не уловит главного.

У Сокурова же, Фауст — это уставший ученый...

Людмила: ...Который не может найти?
Алексей: У него давно нет надежды на то, что можно удовлетвориться знанием; в знании он уже разочаровался. Этот ученый ближе к современности он везде порылся: и тут порезал; и там, астрономию поизучал; и биологию, и философию... Его главная проблема в том, что он не видит смысла жизни; разрезал человека, а души-то не увидел. Он размышляет: неужели Бог воздействует только на наш внутренний мир, а снаружи никакого действия не видно?! Сокуров максимально пытается пресечь любой намек на метафизику, и даже Сатана поэтому получился у него какой-то не метафизический, а чрезмерно телесный. Значительную часть фильма Фауст отвечает себе на собственный вопрос — есть ли на Земле что-либо такое, за что стоило бы продать свою душу? И поначалу, он вроде бы находит... чуть ни сказал — за любовь. Назовем это: за ночь с прекрасной дамой.
Людмила: То есть как Женя Белоусов: «За любовь с тобой, отдам все на свете!» И для этого Сокуров снял «Фауст»!? Вроде бы и Жени было достаточно.
Алексей:

Получается что так. В общем за ночь, в которой все должно быть прекрасно: не только секс, главное романтика! Хотя особой возвышенности и поэтичности не получилось, но есть момент, когда Фауст смотрит на нее, а Сокуров, с помощью визуальных эффектов создает ощущение «явления». Очень рыжая немецкая актриса, с очень белой кожей и в мгновения яркого солнечного всплеска ее лицо полностью с ним сливается сливается... Несколько секунд мы поистине любуемся в кадре этим зрелищем! 

Затем оказывается, что цена за эту ночь будет очень высокой, как водится у Сатаны, задним числом. И прежде всего для нее, скорее всего ее посадят в тюрьму. Фауст понимает, что Сатана обманул его. Затем они идут в какое-то место, похожее на ад, правда я не очень понял, что это за место, видимо потому что я не очень знаком с духовными поисками Сокурова. Убедившись, что его надули, Фауст посылает Сатану куда подальше: поскольку, если в мире нет ни метафизики, ни Бога - значит нет и Сатаны! А тогда и договор с ним не имеет силы. Фауст сбегает от Сатаны и в самом конце фильма мы видим, как он бежит к каким-то заснеженным вершинам... Что собой представляют эти вершины непонятно. В общем, Фауст бежит в горы.

Людмила: Может быть он хочет преодолеть границы страны и оказаться за границей?
Алексей: Безусловно он хочет! Не знаю, правда, чего. Может быть преодолеть границы страны, может быть границы небес. Я, в силу своей ограниченности, не могу прочесть эти великие символы. Скажу одно - Сокуров в этом фильме говорил не ко мне. Талант налицо, а высказывание недосягаемо. Но мир, который он создал в этом фильме достаточно мрачный и безрадостный.
Людмила: Тогда, за что же ему дали премию?
Алексей: С этим вопросом, к Аронофски!

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция