О людях и богах (Des hommes et des dieux) режиссер Ксавье Бовуа

«…и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное»: «О людях и богах» Ксавье Бовуа ● 2 полюса – Восток и Запад в фильме ●● выбор или обреченность: могли ли герои поступить по-другому?

Des hommes et des dieux, О людях и богах, Of Gods and Men, Ксавье Бовуа, Xavier Beauvois, Микаэль Лонсдаль, Michael Lonsdale, Сабрина Уазани, Sabrina Ouazani, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Des hommes et des dieux, О людях и богах, Of Gods and Men, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт Des hommes et des dieux, О людях и богах, Of Gods and Men, Микаэль Лонсдаль, Michael Lonsdale, Сабрина Уазани, Sabrina Ouazani, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт

 

Людмила: Сегодня мы будем говорить об очень аскетичной и в то же время объемной истории о восьми монахах, живущих в Алжире, в монастыре, фильм этот основан на реальной истории и называется он «О людях и богах». Он получил гран при на Каннском фестивале в 2010 году, режиссер Ксавье Бовуа, о нем мы уже говорили в рамках темы «Режиссеры-реалисты», когда история, основанная на реальных событиях, рассказывается с использованием художественных средств.
Алексей: Сегодня мы обсуждаем фильм из серии «Люди и вера», о монахах-цистерцианцев, которые живут в Алжире в начале 90-х годов. Небольшая община из восьми человек ведет очень скромный образ жизни, делают и продают мед, выращивают овощи на своем огороде, оказывают небольшую медицинскую помощь жителям местной деревни. Потом в Алжире начинаются процессы, которые захватили сейчас уже весь Ближний Восток — террористические группировки, волнения, вылазки по стране, убийства тех, кто с ними не согласен, в том числе и европейцев, которые случайно оказываются в поле их зрения. Перед этими монахами встает выбор: или уехать в безопасное место, вернуться во Францию, или переехать в место более защищенное алжирским правительством. Либо остаться с теми людьми среди которых они жили, которым они служили, но это означает для них, скорее всего, верную смерть. Потому оснований, что исламистские террористы будут церемониться с христианскими монахами, тем более французами не было. И вот они, напрашивается такая фраза «мучительно делают выбор», но в том то и дело, что не мучительно, скорее напряженно размышляя, обсуждая, и все потихоньку приходят к убеждению, что они останутся чего бы это им не стоило. История основана на реальных событиях, мы знаем из документальных фактов, что большая часть из них погибает, их взяли в заложники, а потом казнили. Мы на протяжении фильма очень неторопливо, спокойно смотрим на эту и внутреннюю борьбу и постепенно нарастающую решимость. И этим фильм очаровывает. Я подозреваю, что если бы такой фильм сняли люди глубоко убежденные, верующие.. 
Людмила: ..его бы невозможно было смотреть..
Алексей:  .. нет, совсем не это, его бы так не раскрутили, он не получил бы гран при Каннского фестиваля. Публика европейских фестивалей к религиозной тематике относится прохладно, а здесь и режиссер, и большая часть снимавшихся в фильме актеров, люди не религиозные, там был только один актер, который является убежденным христианином.И тем не менее этот фильм настолько глубоко пропитан христианскими мотивами, что диву даешься! Я искренне рад, что такой фильм сняли, и что он прозвучал и получил пристальное внимание.
Людмила: Ну и правда этого фильма как раз в том, что это не вердикт, не вывод, а скорее размышление на тему.
Алексей: Да, это очень не поверхностное суждение. Часто люди для которых христианская практика является чем-то внешним не всегда могут на какие-то вещи обратить внимание, иногда трафаретно мыслят, а здесь нет. Надо отдать должное режиссеру и актерам — очень глубоко и очень искренне все выглядит, не натужно не пафосно, но при этом и не карикатурно. Все смотрится очень органично; ты видишь живых людей, которые боятся смерти, но все равно остаются, потому что есть вещи, которые для них важнее, чем выживание. Это поражает. Ты видишь метаморфозу, которая в них происходит, ты видишь и решимость, и сомнение и это очень сильно подкупает.
Людмила: Режиссер с актерами несколько месяцев прожили в реальном аббатстве и размышляли на тему будущего фильма, читали вместе Библию, учились «быть вместе», актерский ансамбль удивителен, это разные лица, разный возраст, но какая-то между ними связь есть..
Алексей: Прошли какой-то совместный духовный путь пока готовились.
Людмила: .. да, благодаря тому, что это не было чтением сценария, а фильму предшествовали несколько месяцев совместного быта в монастыре.
Алексей: Фильм снят очень с большой симпатией к этим монахам. Я представляю себе современную каннскую публику, которая смотрела и постепенно проникалась симпатией к этим монахам, которые очень далеки от современной западной жизни Франции с ее достаточно прохладным отношением к религиозности, она считается одной из самых нерелигиозных стран Европы, как они слушали все эти молитвы и песни. Кстати в фильмах на религиозную тему бывает больше ляпов в переводе, чем в любых других фильмах, мы смотрели его на нашем киноклубе с субтитрами, в которых было много ошибок. Сказываются атеистические времена, поскольку нет переводчиков способных хотя бы понять, где идет прямая библейская цитата, чтобы просто открыть Библию и зачитать и не будет никаких казусов. Также в фильме звучала цитата из Корана и она меня заинтересовала, я специально нашел ее в интернете, и опять же, ее тоже неправильно перевели в фильме. Но в целом все равно фильм завораживает. Конечно, он для людей терпеливых, это не блокбастер, он очень неторопливый, это фильм-рассуждение, фильм-размышление, в каком-то смысле фильм-молитва, потому что мы следуем за расписанием дня этих монахов, они встают утром, молятся, - мы вместе с ними сидим молимся, поют гимны, - мы с ними там, размышляют — мы тоже.
Людмила: В монастыре цистерцианцев положено отслужить семь месс в день, первая начинается в 4 утра.
Алексей: Я не могу припомнить никакого другого фильма, где бы так подробно была описана монашеская жизнь. Действительно, этот фильм производит положительный эффект, потому что, он сумел впитать в себя что-то из духа монашеского уклада жизни. Один из конфликтов там — это конфликт между силой и слабостью. Когда монахи принимают решение остаться в монастыре, к ним приходит ночью группа исламистов, вооруженных автоматами и требуют у старшего из них, брата Кристиана лекарств и доктора, он человек очень образованный и в ответ цитирует им Коран, я хочу процитировать: «Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят мы — христиане, потому что среди них есть священники и монахи, и потому что они не проявляют высокомерия». Когда он произносит эту фразу, то несколько обезоруживает руководителя исламистов и тот сдается, хотя поначалу они были очень воинственно настроены. И Кристиан добавляет — эта наша особенность не быть высокомерными позволяет нам быть хорошими соседями. Образ христианства здесь получился очень глубоким, потому что монахи делают то, что и должны делать — они служат тем людям, которые вокруг них находятся: они их лечат, помогают и даже вместе с ними размышляют, говоря им — может нам уехать? Мы здесь как птицы на ветке. И одна из женщин-алжирок отвечает — нет, вы ветка, а мы птицы на этой ветке. Вы — наша основа. Получается, что эти местные мусульмане уже прониклись и нуждаются в этих простых людях. Такой тип героев очень нехарактерен для современного кино. Очень легко сейчас представить героями доблестных спецназовцев, которые до последнего патрона отстреливаются от басмачей, которые их пытаются добить, и героически погибают. Это востребованные сегодня герои, которых часто показывают, «Девятая рота» и другие похожие фильмы, это огромное количество хорошо продаваемых фильмов, потому что эти герои мужественные, мускулистые или с железным характером, таких не сломать! А эти внешне ничего особенного не умеют и к тому же, они колеблются, они не герои вообще. Более того, они охотно признают себя слабыми, они даже хотят этого, говоря — мы не хотим мериться силами с людьми, которые находятся вокруг нас, мы хотим им служить, поэтому мы являемся хорошими соседями. Это очень обескураживающий пример. Я думаю, что одна из причин почему этот фильм получил широкий отклик в европейском кинематографе, потому что вообще тема соприкосновения Востока и Запада широко дебатируется. Чаще всего мы мыслим так — то, что мы можем противопоставить Востоку — это сила. И, собственно говоря, первая ассоциация с западной цивилизацией у людей живущих на востоке — крестоносцы, танки, НАТО, война в Афганистане. То есть мы приходим с позиции силы, а если это не оружие то, тогда с позиции денег, богатства, доминирования.
Людмила: А образованности?
Алексей: Да и образованности. А они приходят как слабые, как бы снизу, но эта их позиция оказывается по-настоящему влиятельной. Интересно, что когда мы обсуждали это на киноклубе, почти все захотели назвать их сильными, потому что не комфортно признать, что в слабости есть что-то настоящее, что-то подлинное. Мы все равно хотим выглядеть сильными, или умными, или с деньгами.
Людмила: Говорилось также о нравственной силе и даже духовной.
Алексей: Да. Эти люди явили то лицо западной христианской культуры, которого очень не хватает и нам самим и людям, живущим на востоке. Это помогло бы начать настоящий разговор. Другой момент, который мы обсуждали на киноклубе, это насколько прагматично они поступили? Может было бы эффективнее, если бы они уехали? Если бы они весь свой накопленный опыт применили на другой территории. Или просто продолжали бы жить. Зачем они остались и умерли? Зачем бессмысленная жертва? И опять же, фильм интересен тем, что показывает, что само понятие эффективности и прагматизма, это не всегда единственно правильная логика размышления. Это не единственно правильный ответ. Ты за те два часа, пока смотришь этот фильм, понимаешь, что для них единственно правильным решением было остаться с местными людьми. Потому что они приехали не для того, чтобы кого-то поучать, не для того, чтобы вытащить этих людей как бы сверху, а для того чтобы быть среди них, помогать им. И они сказали — если мы были с ними в мирное время, то будет предательством, нет это слишком пафосное слово, будет не логично, не последовательно, если мы не разделим с ними то, в чем они находятся сейчас. Я лично, размышляя над их ситуацией, понимаю, что это был единственно возможный для них ответ. Христианский. По логике Евангелия Христос разделил с нами нашу судьбу, нашу участь и они разделяют судьбу с людьми, к которым привязались, которым посвятили себя, свою жизнь. Безусловно они не знали, что совершенное ими будет иметь какую-то известность, будут об этом снимать фильм, которому дадут гран при на Каннском фестивале. Любопытно, что это не прагматичный поступок оказал такое благотворное воздействие. Это один из самых теплых и светлых образов христианства в современном кинематографе за последние много лет. Потому что бедных католиков как только не склоняли, и в «Коде Да Винчи» и везде, где только могли. А это, наконец, очень теплый, эмоциональный, а главное очень уважительный и внимательный взгляд на христианство со стороны тех, кто не являются сами убежденными христианами. И в этом дополнительное очарование фильма.
Людмила: Очень красив финал.
Алексей: Я всячески рекомендую. Особенно всем, кто считает себя любителями кино, потому что фильм хорошо снят. Для людей, которые задаются вопросами о смысле жизни, о цели — просмотр обязателен.
Людмила: Для финала фильма Ксавье Бовуа заготовил отрезанные головы, чтобы воспроизвести сцену после расправы над ними. Но природа помогла. В последний день, когда они должны были снимать сцену как их уводят на казнь, а потом на этом месте нашли их с отрезанными головами, вдруг пошел сильный снег и стало возможным снять так, как будто они уходят куда-то в снежную пелену, в черноту и этим закончить фильм. Сам режиссер воспринял это как чудо, как помощь высших в том, что был подсказан природой такой финал.
Алексей: Получился фильм-высказывание и очень он этим интересен.

 

Молодой лейтенант (Le petit lieutenant) Ксавье Бовуа

Молодой лейтенант (Le petit lieutenant) Ксавье Бовуа

 

 

 

серия "люди и вера":

Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (The Sunset Limited) режиссер Томми Ли Джонс

Остров режиссер Павел Лунгин 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн