Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра

Ланчбокс, Dabba, 2013, Ритеш Батра, Ritesh Batra, Ирфан Кхан, Irfan Khan, Нимрат Каур, Nimrat Kaur, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМЛанчбокс, Dabba, 2013, Нимрат Каур, Nimrat Kaur, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Ланчбокс, Dabba, 2013, Ирфан Кхан, Irfan Khan, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

Людмила: Это индийский фильм. Что возникает в голове при этих словах?
Алексей: Танцы, песни. Я, к сожалению не имею их напевать, а так бы я изобразил.
Людмила: Да-да, именно. Актерские династии, истории с подмененными братьями и разлученными возлюбленными...Возможно это кич, но некоторым нравятся наивные истории.
Алексей: В данном случае это неиндийский индийский фильм: он снят в Индии индийским режиссером с индийскими актерами, но неиндийский, потому что без танцев, очень своеобразен и вообще далек от Болливуда. Но все-таки есть в нем узнаваемые индийские черты.
Людмила: Сентиментальность. Все индийские фильмы сентиментальные.
Алексей: Он сентиментальный, но не сентиментальненький. Он очень простой, но не наивный; он не показывает жизнь в радужных тонах и очень прямой с точки зрения своего высказывания, без сложных подходов. История простая и экзотическая; дело происходит в Бомбее, это очень большой город, в котором существует трапеция доставки обедов, этим занимается специальная служба с обученными людьми. Каждое утро жена готовит обед мужу, затем кладет его в особый обеденный контейнер, иначе говоря ланчбокс. Не могу понять, почему он с утра сам не берет этот контейнер с собой.
Людмила: Может, чтобы обед был горячим?
Алексей: Не будем делать вид, что нам ясны реалии индийской жизни.
Людмила: Все-таки ланчбокс — это приспособление из многоэтажных кастрюлек, чтобы еда оставалась горячей.
Алексей: Даже захотелось купить такую же. Мне все-таки кажется, что подразумевается, что жена находится дома, иначе весь этот сценарий не сработает.
Людмила: В фильме показаны неженатые работники, которые точно такую же еду в ланчбоксах заказывают в ресторане. То есть люди, развозящие еду по офисам, сначала собирают ее и по домам, и по кафе и ресторанам.
Алексей: Как уверяет фильм, разносчики еды никогда не ошибаются; они всегда доставляют еду именно тому, кому она предназначена. Каста занимается этим ремеслом из поколения в поколение, поэтому ошибки быть не может — уверяют нас. Однако фильм построен на допущении, что однажды ошибка все же произошла. Ланчбокс, который жена приготовила своему мужу попадает незнакомому мужчине, одинокому вдовцу, который на вид старше ее лет на двадцать. Таким образом между ними начинается общение.
Людмила: А мужу достается обед из забегаловки.
Алексей: Мы видим что отношения этой пары выглядят пустыми, поэтому она надеется, что если приготовит ему хороший обед, то муж снова обратит на нее внимание.
Людмила: Это послание надежды и любви.
Алексей: Да. Обед для возобновления чувств, это тоже своеобразно.
Людмила: Она все время советуется с родственницей или соседкой, чтобы сделать еду самое лучшее.
Алексей: То есть тезис, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, они воспринимают со всей индийской прямолинейностью и пытаются его воплотить. В итоге, эта стрела Купидона, направленная в сердце мужа, попадает тоже в сердце, но совсем чужого одинокого мужчины. Между ними начинается общение с помощью маленьких записочек, которые они кладут в эти обеденные кастрюльки, то есть они друг друга не видят.
Людмила: Для нее ошибка доставки сразу становится очевидной, и можно было бы перестать посылать обеды этому человеку, но почему-то она медлит и их переписка продолжается.
Алексей: Изначально, для нее это от скуки, от желания с кем-то поговорить по душам. Сработал синдром попутчика в поезде, когда можно поговорить с незнакомцем достаточно искренне, для нее это важно. Ее жизнь довольно одинока: целый день одна дома, а муж на работе, вечером муж бывает довольно холоден. И вдовец также одинок, нужно кстати отметить, что он бухгалтер, что характеризует его как не очень социального человека; и для него новое общение также важно.
Людмила: Итак, чем эта картина интересна? Тем, что она разрывает шаблоны индийского кино, потому что это о чувствах, но без песен и танцев. И еще тем, что она интересна и лирична в хорошем смысле.
Алексей: Мне вспомнился фильм «Трудности перевода», где мужчина, находящийся в командировке, тоже уже не молодой, в исполнении Билла Мюррея и, наоборот, очень молодая девушка, которую играет Скарлетт Йоханcсон, также попав в ситуацию случайного знакомства начинают друг с другом разговаривать и между ними возникает связь не то, чтобы романтического характера, это, скорее ситуация, в которой два человека смогли поговорить друг с другом. Видимо в семье и с друзьями такого не получалось, а здесь в новой и неожиданной ситуации они вдруг смогли разглядеть друг друга.
Людмила: Причем в Индии своя специфика: там все четко прочерчено, социальная иерархия и семейные традиции; без такой ошибки эти двое никогда не смогли бы встретиться. У них слишком разные траектории в мире условностей Индии, где одни люди пересекаются, а другие никогда.
Алексей: Можно рассматривать этот фильм как романтическое приключение, и это в нем, действительно есть. Но лично для меня романтика здесь вторична, так же как и «Трудностях перевода». Скорее это фильм о людях в большом городе, об одиночестве и о потребности в том, чтобы была какая-то живая душа, с которой ты можешь поговорить. Снято правдоподобно, с элементами индийской экзотики, хоть это и далеко от нас, но люди есть люди: эмоции похожие, каждый нуждается в собеседнике. Здесь два человека причудливым образом становятся друг для друга собеседниками. Мы не знаем как бы развивались их отношения, если бы их романтическая увлеченность переросла в более решительный поступок.
Людмила: Нет, привкус невозможности этого в фильме есть.
Алексей: В любом случае, они понимают свою обреченность. Именно обреченность. Как говорят в психологическом консультировании, разнополые консультант и клиент лучше находят общий язык, потому что половое различие делает открытость и доверие более возможными. Иногда мы это путаем с романтикой и влюбленностью, те же психологи признают, что такая опасность существует, поэтому открытость нужно ограничивать. Неискушенные люди могут перепутать ситуацию доверия и открытости с более серьезными чувствами. Может быть это одна из ошибок героев, я не знаю. Прозвучит как клише, но я скажу — остаться друзьями было бы для них полезнее, они сохранись бы друг для друга как собеседники. В данном случае они разрывают возможность общения, потому что оно планомерно приводит их к решительному шагу. Они оба оказались освободившимися от своей обычной скорлупы и это выглядит целительным. Этим и ценен фильм, что ты хочешь верить, что их будущее будет лучшим, что, выйдя из замкнутого круга, в котором они оказались, они обретут что-то живое и настоящее; сумеют найти друзей, оживить свою семейную жизнь. Вдовец, который уже выглядит как живой мертвец, с его каждодневной почасовой рутиной, бухгалтерской и просто обыденной. Хочется верить, что он оживет и пустится в какое-нибудь приключение; осуществит свои подростково-детские мечты; использует свое одиночество не как повод к унынию, а как возможность для рискованного поступка. Но в фильме это остается скорее робкой надеждой, чем реальностью.
Людмила: Сегодня в метро я слышала, как парень говорил своей девушке: «Все жалуются на одиночество, но стоит войти в метро в час пик и понимаешь, что ты не один». С одной стороны да, но с мысль о том, что вокруг тебя тысячи одиночек, тоже не греет. То есть одно лишь присутствие людей не исцеляет: работа, семья, - все это не замкнутые системы. В больших городах одиночество — это отличительная особенность.
Алексей: Действительно так. Мы ведь говорим не о возможности посидеть с кем-то рядом, вопрос не в физическом одиночестве, а о том, чтобы выйти из скорлупы, в которой ты сидишь. В большом городе это еще обиднее, потому что ты видишь огромное количество возможностей и тем не менее все они проходят мимо. Потому что выход из скорлупы рискован и болезнен, тебя ведь могут ранить. Этот фильм, снятый в далекой и экзотической стране попадает в те же струны, которые мы можем ощущать в себе — желание быть с другими людьми. Чтобы нашелся человек, который станет тебя слушать не просто в пол уха, как коллега или партнер, а по-настоящему, и ты будешь ему важен. Эта потребность в нас как-то связана с пониманием своей ценности и смысла жизни. Я бы сказал, что фильм «Трудности перевода», конечно, мощнее, но «Ланчбокс» как некий индийский вариант, тоже попадает в цель. Иногда внешняя непохожесть делает наблюдения более интересными и взгляд на вещи под другим углом позволяет нам увидеть их по-новому.

 

 

Обсуждение фильма "Лев" (Lion)

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция