Шоколад (Chocolat) режиссер Лассе Халльстрём

Шоколад, Chocolat, 2000, Лассе Халльстрём, Lasse Hallström, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шоколад, Chocolat, 2000, Альфред Молина, Alfred Molina, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Шоколад, Chocolat, 2000, Жюльет Бинош, Juliette Binoche, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?

Людмила: Cегодня мы говорим о фильме «Шоколад» режиссера Лассе Халльстрём, снятого по одноименному роману британского писателя Джоанн Харрис.
Алексей: Начнем с общей информации об актерах и сюжете, Люда, это твоя любимая часть.
Людмила: Моя любимая часть? С сюжетом у меня плохо получается, я начинаю уходить в детали.
Алексей: Хорошо, если позволишь я расскажу.
Людмила: Давай!
Алексей: Давным-давно...
Людмила: Ха-ха-ха!
Алексей: Действительно этот фильм начинается как сказка, как я понимаю, книга тоже имеет несколько сказочную форму. Дело происходит в небольшом французском городке, где все жители живут руководствуясь правилом, я записал себе его название - «транквилите», да простят меня французы за мой прононс, другими словами, это правило соблюдения наибольшего покоя; каждый знает свое место, всяк сверчок знает свой шесток, а тот, кто высовывается, незамедлительно встречает всеобщее шиканье и неодобрение со стороны других жителей и быстро возвращается в свою скорлупу. В этот мещанский, поросший мхом быт, полусредневекового французского городка, вместе с северным ветром приезжает Виенн (Жюльет Бинош) со своей дочерью Анук и они открывают в самом центре городка шоколадницу - кафе, в котором делают и продают шоколад.
Людмила: Интересно, что в фильме шоколадница называется «Майя», а в книге она называется «Небесный миндаль». В книге поэтичнее.
Антон: «Майю», наверное, продать легче.
Алексей: Интрига в том, что они приехали и открыли свое кафе прямо к началу Великого Поста, а все жители городка во главе со своим мэром, графом де Рено, ревностные католики, собирающиеся постится. Открыв кафе, она, практически, через любовь к шоколаду начинает борьбу за души жителей городка, пытаясь внести в их жизнь свободу, самостоятельность..
Людмила: Спонтанность!
Алексей: Да, спонтанность, творчество и тому подобные вещи. Это приводит ее к неизбежному столкновению с мэром, графом де Рено и в конечном счете, шоколад побеждает.
Антон: А вот это еще под вопросом, нужно еще посмотреть что побеждает.
Людмила: Сама Джоанн Харрис, по роману которой снят фильм, говорила, что она ненавидит макдональдс именно за то, что он лишает еду души, лишает ее национального колорита, идентичности, поэтому писатель на стороне своей героини. Весь роман, также как и фильм, пропитан запахом шоколада, показано как он варится, как он поедается. Кстати, мы не видим в фильме что люди едят что-либо другое; никакого супа, ничего; может быть только иногда пьют пиво в кафе. Такое ощущение, что их голодом морят или они едят сухарики с водой. Зато как она замешивает свой шоколад, мы видим подробно.
Алексей: Мы видим как жители едят шоколад под тлетворным влиянием Виенн.
Людмила: Да, однозначно симпатии режиссера, сценариста и зрителя на стороне Виенн это видно даже по внешности главных героев: мэра играет Альфред Молина, довольно противненький персонаж.
Алексей: Сразу видно, что это отрицательный герой.
Антон: Что говорит о выдающихся актерских данных Альфреда Молины.
Людмила: В противостояние мэра и шоколадницы также вплетены речные цыгане, которые давным давно надоели графу как больная мозоль и которых он неоднократно пытался выгнать. Ему не нравятся те, кто живет не по правилам, в беспорядке и спонтанности. Есть такая организация — Антиклеветническая Лига, они борются с антисеметизмом и это они возят шоколад по всему миру, как пример борьбы с нетерпимостью. Забавно, что такой несерьезный, почти женский фильм взяла на вооружение такая серьезная организация и пытается показать по его примеру как отстаивать свои права и национальную идентичность.
Алексей: Для Жюльет Бинош этот фильм тоже имеет особое значение, потому что в кинематографе она ассоциируется с образом сильной и независимой женщины.
Людмила: В этом фильме она именно такая, она не сдается, разговаривает с графом честно и искренно, отстаивает свои права находится в городе, варить шоколад, делает мужскую работу, если больше не кому. Сценарий писался под нее, после прочтения книги она сама предложила Джоанн Харрис написать сценарий и дать ей главную роль. Она является вдохновительницей этого фильма и если бы не она, то никакого фильма бы не было.
Алексей: Итак, режиссер ничего не вуалирует, фильм выполнен в форме сказки, повествующей о противостоянии двух идей: есть злодей и герои, борющиеся со злодеем. Злодея, как мы уже сказали, олицетворяет граф де Рено, который представляет традиционализм, стабильность, людей, предпочитающих держаться за прошлое, за крепкие семейные ценности. Он — пример дисциплины, упорядоченности; все в его жизни аккуратно и по нему самому можно сверять часы. Также он представляет собою церковь — одно из мест, где постоянно происходят наиважнейшие для города события; богослужения там ведет молодой священник, находящийся в полном послушании графа. Тот ему практически проповеди пишет. Такой вот граф де Рено — неустанный отец города.
Людмила: Да, он чувствует ответственность за жителей и за их моральный облик.
Алексей: Его прапрапрадед был рыцарем, тоже графом, который избавил жителей этого города от гугенотов, французских протестантов, вернув тем самым традиционные устои. Поэтому граф относится скептически ко всем нововведениям, модным веяниям, ко всему новому. Образ графа - это сплав лицемерия, напускной набожности, аскезы, сурового образа жизни и тому подобного. Он также ассоциируется с властью, будучи человеком очень властным, он хочет контролировать все, что происходит в городе: о чем будет проповедовать священник, что надевают люди, куда они ходят, а куда не ходят. Когда к берегам реки временно причаливают суденышки кочующих цыган, он по современным законам не имеет права их выгнать, но делает все возможное, чтобы жители очень невзлюбили этих цыган.
Людмила: Своим оружием он избрал слово; с помощью обличения и гневных выпадов, он пытается внушить жителям свои принципы для того, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию. Также, действуя через других людей, он пытается навязать жителям якобы правильное восприятие реальности.
Антон: По-моему, в фильме показано, что все это он делает искренно. Не то, чтобы он замыслил какое-то зло, он искренно стремится к порядку, а порядок он видит таким образом.
Алексей: Искренний злодей! Виенн— это антипод графа де Рено, она олицетворяет собой творчество, смелость, свободу, независимость, женское начало, спонтанность...
Антон: Непостоянство.
Алексей: Весь ее образ соткан из положительных качеств, эмоций и жизнерадостности. Здесь, по сути дела, противопоставляются шоколад и наслаждение жизнью или пост и самоограничение, которые пытаются соблюдать жители городка.
Людмила: Если оружие графа - подавление людей, внушение им своих мыслей, то оружие Виенн - понимание людей; она готова видеть их естественными. Ее любимое занятие угадывать какой вид шоколада будет любим тем или иным человеком. Она готова делиться шоколадом как магией, как волшебством, как ключом к каждой личности.
Алексей: Она борется против графа и его власти с помощью шоколада. Через шоколад она пробуждает в людях желания, страсти, стремление к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Под ее влиянием одна женщина уходит от своего мужа, который пытался задавить ее, в основном с помощью побоев.
Антон: Кстати, когда та бежит от мужа, то не находит никакого другого места, кроме дома шоколадницы.
Алексей: Да. Также, с помощью шоколада она побуждает уже пожилую супружескую пару вступить в романтические отношения.
Людмила: Еще в одной молодой супружеской паре она пробуждает сексуальную энергию и приносит мир в другую семью, где мать и дочь уже долгое время не разговаривают друг с другом, а сын, и он же внук, очень страдал от этой ссоры.
Антон: Бабушка потом, правда, помирает... от шоколада, но это детали.
Алексей: Есть там такое, ну, это уже был ее свободный выбор. Итак, прикосновение шоколада пробуждает в людях жизнь; они живут как бы покрытые мхом, но начиная вкушать шоколад в них пробуждаются чувства, жизнь, эмоции; они становятся такими внезапными, спонтанными, творческими и свободными...
Людмила: Ты сейчас говоришь словно о негативных качествах, а не о положительных?!
Алексей: Я иронизирую по поводу этого фильма, из-за того, что он позиционирован как смелое высказывание, слово правды, еще один камень в огород традиционализма и мракобесия. Но, если бы он был снят в девятнадцатом веке, это точно было бы смело — глоток свободы в традиционном обществе. А по большому счету те ценности, которые проповедует Виенн, а она их, действительно проповедует, воспринимая это как некую миссию; а себя как своеобразного миссионера нового мировоззрения в этом замшелом городке. Она ведь тоже не собирается оставить жителей такими, какие они есть, не собирается оставить их в покое, она хочет в них что-то изменить. Так вот те, ценности, которые она собирается им привить, в современных западных странах и в России уже давно являются нормой. Ну где найдутся люди, которые против творчества? Попробуйте найти таких! Или против свободы и независимости? Кто против самовыражения или спонтанности или действий по наитию? Нет никого, все — за!
Людмила: Бабушки!
Алексей: Ну, знаешь ли! Мы уже давным-давно не живем в обществе, где правят бабушки. Давно уже господствующими идеями в нашей жизни являются именно те самые, которые проповедует фильм “Шоколад”. То есть режиссер, в основном говорит о том, с чем согласно большинство и в этом смысле фильм нельзя назвать смелым. Если бы он снял фильм о том, как хороши аскеза и воздержание — это был бы большой провокационный шаг в нашем обществе.
Людмила: Я не согласна с тем, что ты говоришь, будто она хочет их переделать. Нет. Она хочет пробудить в них то, что в них и так уже есть, но церковная мораль и традиционные общественные взгляды сковывают людей, а она мотивирует их отбросить скованность и быть настоящими, подлинными.
Алексей: Что такое быть настоящими и подлинными это очень сложный вопрос.
Людмила: Скорее мораль стремится переделать людей, а Виенн с ее шоколадом - за естестественность.
Алексей: Это еще один большой вопрос: что в человеке звучит сильнее?
Людмила: Вот пример: там есть один пьяница, как раз тот, от которого ушла жена. Методы графа — взять алкоголика и пытаться сделать из него джентльмена; обучить его пользоваться приборами, надеть костюм, дать в руки цветы — иди, проси прощения! После первой же неудачи он тут же напился и раздебоширился. Вот подлинный человек. Методы графа не сработали.
Алексей: Ты хочешь сказать, что если бы его накормили шоколадом, то он бы изменился?
Людмила: Этого я не знаю, но знаю, что превратить человека из плохого в хорошего, навязав ему, якобы правильные мысли невозможно. Человек сдавливается, все загоняется внутрь и не становится легче.
Алексей: Проблема в том, что закормить шоколадом тоже не сработает.
Людмила: Она никого не закармливает.
Алексей: Давай посмотрим по-другому: есть сладкое естественно для человека; если ребенку дать выбор, он будет есть только сладкое. Кстати, это одна из проблем в работе с беспризорными детьми — они привыкают есть совершенно неправильно, они любят только то, что дает сильные вкусовые ощущения, в основном сладости. Нужна дисциплина и упорядоченность для того, чтобы есть не только приятное, но и правильное и полезное. Это требует усилий.
Людмила: Но ведь граф тоже отказывается от всего сладкого и вовсе не из-за сбалансированного питания, его позиция - питаться сухарями ради идеи! Он просто полностью отрицает сладости!
Алексей: В этом я и вижу проблему фильма: ложное противопоставление — или аскеза, или шоколад; или дисциплина, или свобода; или семья или любовь. Эти противопоставления неверные, они искусственные. В чем заблуждение графа? Он отрицает удовольствие от жизни, сладость шоколада, приятный вкус еды.
Антон: Ему комфортно в той системе ценностей, которую он создал или унаследовал и он боится и не хочет никакой свободы, никакого другого метода существования.
Алексей:

Он боится своих желаний. Интересный факт его биографии: от него ушла жена. Причина не объясняется. Это случилось уже давно и в него давно влюблена другая женщина, его секретарь. Но он боится признаться себе в том, что любит ее взаимно. Также как он боится признаться себе, что ему очень нравятся сладости. Это деструктивно и неправильно.

 

В первых главах Библии, повествующих о сотворении мира, Бог, посмотрев на все, что он сделал, дает всему мирозданию ключевую характеристику — Все хорошо! А это значит, что все вкусно, все красиво, все приятно, от всего можно получить удовольствие и наслаждение. Конечно, сегодня мы живем не в том мире, каким его задумал Бог, но наша способность получать от жизни удовольствие - правильная, унаследованная нами из глубины времен. 

Когда мы, крякнув от удовольствия, откидываемся после вкусного обеда — мы подтверждаем, что мир создан хорошим, мы признаем эту древнюю истину христианства.

 

 

Людмила: Согласна. При всей искренности и спонтанности Виенн, в ее позиции есть недостатки, несмотря на то, что сама она обворожительна, очаровательна и очень располагает к себе.
Алексей: Именно! Но фильм предпочитает не говорить об этих недостатках. Установка Виенн на максимальное наслаждение жизнью тоже ведь проигрышная!
Людмила: Мне показалось, Антон, что у тебя были претензии к Виенн. Какие?
Антон: Они у меня и сейчас есть. Что это за независимость от людей, которых ты сам к себе привязываешь? То есть она может однажды все бросить и уехать. По всей видимости, она так и делает из города в город.
Алексей: Эдакий кочевник!
Антон: Про ребенка, в фильме, открытым текстом говорится, что девочка ненавидит такую жизнь. Я уж не говорю о том, что она совершенно деструктивно противопоставляет себя обществу. Может быть аренда кафе прямо напротив церкви и была случайностью, но далеко не случайностью выглядит языческий праздник, который она устроила прямо в день Пасхи. Зачем? Настолько сильно желание себя показать? Что она хочет этим сказать? Мне ее поведение неясно.
Алексей: Если развивать метафору шоколада, то в современной жизни мы очень хорошо знаем, что наслаждение приходит и ввиде наркотиков. Целое поколение, которое бросило в 70-ых вызов графам де Рено, поколение хиппи-бунтарей, оказалось очень узявимым по отношению наркотикам. Жизнь многих из них разрушена. Их взгляды оказались для них деструктивными, их судьбы трагичны. Человеческий опыт показывает, и этому мы все учим своих детей, что жизнь — это не одно лишь наслаждение. Более того, настоящее наслаждение возможно только тогда, когда в нашей жизни есть самоограничение и дисциплина. То есть наслаждение без самоограничения и дисциплины становится для нас разрушительным. Самый простой пример — еда. Все мы любим поесть, лично я очень люблю, но как только мы перестаем себя ограничивать, организм начинает противиться — мы толстеем и становимся доступными для множества заболеваний.
Людмила: В таком случае, о чем тебе начнет сигнализировать твой организм или душа, если ты начнешь, как Виенн, всех принимать, всем улыбаться, быть для всех открытым и спонтанным?
Алексей: То о чем ты сейчас говоришь - это хорошая часть Виенн, но есть и другая, та что называется занудным словом «ответственность». В фильме проскальзывает, что она сторонница «свободной любви». Да, все мы знаем, что секс относится к приятной стороне человеческой жизни, это большая радость в жизни человека. Но, опять же, если это не ограничено ответственным отношением к себе и к другому человеку, если просто попользоваться и пойти дальше, то нужно понимать, что от этого дети рождаются. Ведь у нее самой от таких взглядов получилась дочь, которая растет без отца, а это уже не просто не хорошо, это — зло. Можно смело предположить, что не он ее бросил, а она из какого-то своего понимания свободы взяла и уехала. Потому что так поступила в свое время и ее мать; взяла и уехала от мужа в свободу; он попытался проникнуться пониманием, но это ничего не меняет. Интимные отношения не связанные понятием верности приводят к разрушению жизни человека, к ревности и к конфликтам.
Людмила: Интересно и то, что финал фильма явно указывает на полное поражение графа; он не выдержал, обожрался шоколада.
Алексей: Да, эксцентричная концовка: граф сладострастно обжирается шоколадом прямо накануне Пасхи!
Антон: На мой взгляд Виенн к концу фильма меняется гораздо больше, чем граф. Похоже, что граф останется тем же.
Алексей: Нет он женится. Он подобрел. В конце он впервые улыбается.
Антон: Да. Но наибольшие перемены происходят именно с ней, потому что она принимает решение остаться.
Алексей: Не понятно. Такое ощущение, что она не выдержит, и вскоре засобирается в дорогу. Нужно признать, что фильм не дает ясности в этом вопросе. Мне очень нравятся японские высказывания, они соответствуют всей миниатюрности этой культуры; среди них есть очень хорошо выраженная мысль о том, что самое ценное наслаждение приходит не через количество, а через умение насладиться малым. У них есть поговорка: красоту цветка скорее можно увидеть в одном цветке, нежели в тысяче. Когда ты берешь нечто маленькое и рассматриваешь его полностью, серьезно к нему относишься — оно приносит тебе радость.
Людмила: Ты намекаешь на то, что красоту мира можно увидеть не скитаясь по городам, а в своем родном городе, привязавшись к нему.
Алексей: Нет, красоту мира можно увидеть, но не скитаясь, а путешествуя. Но должен быть дом. Во многих сказках подчеркивается именно эта мысль: хорошо бы посмотреть на мир, обойти многие города и страны, но без дома у тебя нет точки сравнения, все превращается просто в мелькание перед глазами. Должно быть место родное для тебя и ты, повидав многое, возвращаешься в него. Наш опыт говорит о том, что без вложения себя, без занудной дисциплины, без занудного возделования наслаждение не приходит. Самый простой образ — это сельское хозяйство, где, если все само собой начинает расти, так внезапно и спонтанно — ничего хорошего не выйдет. Должно быть приложено усилие. Кстати, на показе фильма в нашем киноклубе Люда и Таня продемонстрировали нам средний путь. Они приготовили блюда нескольких национальных блюд мексиканской, азиатской и европейской кухни и мы пробовали эту еду; не объедались, а смоковали; принюхивались к специям, пытались почувствовать вкус каждой страны. Подлинный путь к наслаждению — это смокование, когда ты не объедаешься, а ограничиваешь себя ради того, чтобы ощутить вкус маленьких вещей. Возвращаясь к теме поста: если хотите почувствовать вкус простого хлеба воздержитесь от еды хотя бы один день и вы увидите как простые продукты, которыми вы уже присытились заиграют всеми гранями тонких вкусов. Любопытно, что лучшие дегустаторы — это люди большого самоограничения, чтобы чувствовать тонкие вкусовые различия им нужно во многом себе отказывать. Так что подлинное наслаждение приходит в сочетании с дисциплиной а не в противопосталении ей. Только дисциплина — плохо, только наслаждение — это саморазрушение. Дисциплина помогает нам истинно насладиться жизнью. Хорошо сказал?
Людмила: Хорошо. Мы это выдержали. На этом прощаемся, смотрите фильм!

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

google + kino-mimino

 

 

 

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс