Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт

Несколько женщин, Certain Women, 2016, Келли Райхардт, Kelly Reichardt, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Несколько женщин, Certain Women, 2016, Келли Райхардт, Kelly Reichardt, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

"Несколько женщин" (Certain Women) режиссер Келли Райхардт

 

Алексей: Фильм одного из наших любимых режиссеров Келли Рейнхард "Несколько женщин". Не знаю можно ли сказать, что это твоя любимая режиссер?

Людмила: Нет. Но мне понравился фильм "Ночные движения" за авторский подход.

Алексей: "Обход Мика" ты не смотрела?

Людмила: Это вы с Антоном смотрели.

Алексей: По сравнению с "Обходом Мика" это прямо экшен.

Людмила: Когда я неоднократно посещала разные писательские семинары и курсы, нам говорили, что рассказ один из самых сложных жанров в литературе. Даже большой роман или многотомный роман-фэнтези как "Игра престолов", вернее "Песнь льда и пламени" написать проще, чем миниатюру.

Алексей: Потому что приходится многое отсекать и что-то самое важное оставить?!

Людмила: Да. Сжимать, и при этом, чтобы это смотрелось цельно. Поэтому все писатели начинают с рассказов. В Америке в таких журналах как "Нью-Йоркер" и "Эсквайр" есть целый раздел под рассказы. И этих рассказов ждут. К примеру, Рэй Брэдбери известен своими рассказами. Рассказы требуют гораздо большего мастерства, чем большая проза. По крайней мере, это первая ступень писательского мастерства; если у вас получился рассказ, то из вас может вырасти хороший писатель.

Алексей: У тебя есть какие-нибудь рассказы?

Людмила: Есть. Я же училась на курсах, мы писали рассказы. Нельзя сказать, что он удачный, но законченный. Есть структура.

Алексей: Ты представляла на суд человечеству?

Людмила: Нет. Хватило и преподавателей, которые тоже люди.

Алексей: Предвзято!

Людмила: Итак. Этот фильм, можно сказать три рассказа. Драматургическая основа - это сборник рассказов писательницы Мэйл Мелой, она как раз печатается в "Нью-Йоркере" и других больших журналах, где любят этот жанр.

Алексей: Причем у Мелой эти три рассказа никак не связаны, действия происходит в разных местах. Келли Рейхардт связалась с ней и они вместе работали над сценарием. Кстати Келли Рейхардт очень часто позиционируют прежде всего как сценариста, оказывается. А я ее знаю большей частью как режиссера. У нее своеобразный, специфический почерк.

Людмила: Почему она прежде всего сценарист? Как раз в интервью, посвященному этому фильму, она говорила о том, что женщине-режиссеру именно авторского кино очень сложно в этом бизнесе, где управляют мужчины.

Алексей: Ох, опять! Мужики во всем виноваты.

Людмила: Поэтому между ее дебютным фильмом и вторым фильмом прошло больше десяти лет. Она говорит, что это вовсе не потому, что мужчины не пускают женщин в кинобизнес. А дело в том, что, когда на тебя работают мужчины: монтажеры, актеры и операторы, тебе чтобы авторское свое видение просто объяснить, приходится буквально читать лекцию - почему я хочу, чтобы вы снимали именно так. Приходится спорить с тем же самым оператором - почему я хочу, чтобы камера работала именно так. Если бы режиссером был мужчина - ему бы простили авторское видение, почему, к примеру, во время диалога оператор снимает поле, а не говорящих героев. А женщине, как утверждает Келли Рейнхардт, приходится каждый свой шаг аргументировать, навязывать и объяснять, что именно ей не нравится.

Алексей: Ее фильмы нельзя назвать массовыми. Они очень неторопливы. Пожалуй, главная их особенность - неторопливость и созерцательность.

Людмила: Не то чтобы бессюжетные...

Алексей: Они не построены по расхожим штампам.

Людмила: Нет завязки, развязки, кульминации.

Алексей: Есть, но они смазаны, стерты. Как есть литература потока, так ее фильмы, можно сказать, фильмы потока. Словно кусочки из жизни вырезанные. Хотя ее предыдущий фильм - "Ночные движения" был классическим по структуре. Здесь объединены истории трех женщин - просто наблюдаем женщин, живущих в штате Монтана, в небольшом, чтобы не обидеть, в захолустном городке. У каждой свои сложности: адвокат Лора занимается провальным делом, у которого нет никаких шансов. Ее клиент мужчина, обиженный на весь мир. Джина занимается строительством своего загородного дома, мы видим, что с семьей у нее не очень. А Лора тоже одинока; в начале мы ее обнаруживаем с неким любовником, затем оказывается, что это муж той самой Джины. Небольшой городок и все соединяется. Следующая героиня - Джейни, работающая на ранчо, девушка-ковбой, ухаживает за лошадьми. Она пытается познакомиться с другой девушкой-юристом, которая случайно оказалась в их городке. Но у нее не очень получается. Сами по себе, эти ситуации из жизни трех женщин ничем не примечательны; в них нет ничего, что можно было бы назвать особенным.

Людмила: Поэтому мне больше нравится другой перевод названия "Некоторые женщины". Это очень классно звучит по-русски. Мы говорим "некоторые женщины", а кто это? Несколько, понятно - их какое-то количество, а некоторые - это непонятно. Не конкретные женщины, не большинство, они с боку статистики; это и не статистическое большинство и не индивидуальные личности с именами. Это некоторые женщины.

Алексей: В фильме есть свое скрытое очарование; опять же он требует усидчивости. Если вы ожидаете классического развития сюжета, вы будете разочарованы очень быстро. Три истории, на первый взгляд ничем не связанные, разве что одно место действия и есть маленькие пересечения. Но даже если бы их не было, ничего бы существенно не изменилось. В фильме очень много молчания, не в смысле полной тишины, а в том, что многие диалоги построены не просто на словах, а на мимике, на контексте происходящего. Почему-то, когда ты смотришь эти истории - ты проникаешься ими, начинаешь их видеть; они становятся для тебя заметными. Персонажи становятся для тебя интересными в своих очень обыденных ситуациях. Ничего сверхъестественного здесь не происходит. Обычно никто не берет такое в качестве материала для фильма. Я читал интервью с Келли Рейнхардт, где журналистка говорит - “...то, что происходит в фильме обычно вырезают, такое не попадает в кино, остается за кадром”. Для такого нужна определенная смелость. Я думаю, что если бы режиссером был мужчина, то он бы тоже столкнулся с трудностями. Такое людей не интересует. Кому интересно, как женщина строит свой загородный дом или адвокат, с неудавшейся личной жизнью, которая не особо успешно пытается что-то делать на работе? Или несложившаяся дружба двух девушек? Все это как-то скучно.

Людмила: Один из рецензентов называет это жизнью без катаклизмов. Даже когда происходят какие-то намеки на события, в обычном фильме их бы раскрутили до конца, но не здесь. Допустим, адвокат участвует в ситуации с захватом заложников, но все происходит очень обыденно. Ты не успеваешь испугаться. Или машина героини съезжает с обочины, в другом бы фильме была бы авария..


Алексей: А здесь ничего, просто уснула по дороге.

Людмила: Если ты привык к экшену или просто к драматургии, ты как зритель будешь ждать, когда же что-нибудь случится? Ничего не происходит. Главное в нашей жизни происходит через отношения, естественно через людей. Здесь попытки контакта не удаются.

Алексей: Сама режиссер говорит, что для нее главный мотив фильма - одиночество. Одиночество людей у которых не сложилась семейная жизнь или одиночество человека в семье, даже в семейной постели. Это цепляет. Сила фильма в том, что это про женщин в Монтане, а мне почему-то становится интересно. Почему? Потому что истории оказываются универсальными. Сама Рейнхардт говорит - я не про женщин снимала, это истории про людей. Может быть ей ближе с этой стороны показать эмоции и чувства. Но ты им сопереживаешь; ты можешь себя вспомнить в подобных ситуациях, когда ты чувствовал неловкость при знакомстве с человеком, который тебе нравится, но нет никакой взаимности. Неловкость, когда ты пытаешься оживить отношения с человеком, который к тебе холоден. Или когда ты делаешь работу, которую считаешь нудной и которую не понимают остальные, и к тому же, у тебя не получается. Когда все эти вещи складываются вместе - ты можешь их почувствовать. Один из слушателей спрашивает о фильме "Нелюбовь" Звягинцева.. Обсуждение было, смотрите на сайте в разделе "Раскадровка". Как раз у Рейнхардт есть то, чего, как мне кажется не хватает современным российским режиссером, я у них этого не вижу. У нее есть теплота; она любит этих женщин и ты через это чувствуешь к ним некую симпатию и соприкосновение. Это самая сильная сторона ее фильмов; делает она это очень деликатно. Она говорит, что некоторые диалоги она сначала снимает без слов. Интересный ход. Действительно многое в ее фильмах работает на уровне мимики, жестов; возникающей между людьми динамики. Их невозможно пересказать; в пересказе все теряется. Нужно чувстсвовать напряжение между охладевшими друг ко другу супругами, ты чувствуешь неудачу человека пытавшегося завязать дружбу, ты сопереживаешь им. Как говорят, в музыке один из важных элементов - пауза; Келли Рейнхардт - мастер таких пауз, они действительно выстраиваются в композицию и помогают почувствовать ее героинь. Фильм очень гуманистический.

Людмила: Интересный. С каждой из этих женщин хочется поговорить, потому что мы провели с ними время.

Алексей: Поговорить, обнять что ли...

Людмила: Так бы мы их не заметили, это как соседки по парадной или что-то в этом роде..

Алексей: А Рейнхардт сделала их заметными, дала нам возможность их увидеть. Это похоже на тот эффект, возвращаясь к предыдущему обсужденному фильму "Фарго", который произошел с Глорией, когда ее обняла подруга - ее начали видеть. И здесь, режиссер сделала так, что этих женщин ты начинаешь видеть и это, в том числе, приятно для тебя самого.

 

“Ночные движения” (Night Moves), 2013, режиссер Келли Райхардт

“Старая радость” (Old Joy) режиссер Келли Райхардт

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер