Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона

Голгофа,Calvary, 2013, Джон Майкл МакДона, John Michael McDonagh, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Голгофа, Calvary, 2013, Брендан Глисон, Brendan Gleeson, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

Алексей: «Голгофа», а по-английски «Сalvary» ирланско-британский фильм, с известными ирландскими актерами: Брендан Глисон, Крис О' Дауд, Кейлли Райлли и режиссером Джоном МакДоном. По характеру и теме фильм совершенно ирландский. Хотя нашлись и такие, кто посчитал его черной комедией. Совершенно не согласен.
Людмила: Черная трагедия?
Алексей: Это не комедия. Это настоящая драма. Главный герой — отец Джеймс, старомодный католический священник. Старомодный, потому что он носит сутану старого образца и видит свое служение как старое поколение ирландских священников.
Людмила: Он не всегда был священником.
Алексей: Да, Люда, все священники не рождаются сразу священниками. Должно пройти время.
Людмила: Я говорю о том, что он был женат и имеет дочь. Он не из монахов.
Алексей: Все католические священники — монахи. Они соблюдают целибат.
Людмила: А этот священник, так сказать, с прошлым. Это же интересно!
Алексей: Опять же. Люда, не бывает священников без прошлого. Ну, да ладно. Ясно что ты имеешь ввиду. В фильме также у некоторых вызвало удивление наличие дочери, потому что женатых священников в католической церкви не бывает. Но он вдовец, он принял сан после смерти жены. Так что никакого противоречия канонам здесь нет. Он делает все, что делали до него поколения ирландских священников: исповедует живых, хоронит умерших, соборует тех, кто при смерти, причащает, посещает тех, кого давно не видно в церкви и при этом он относится к своему служению с некоторой старомодной тщательностью. Если видит в ком-то из своих прихожан проблему, он старается советом, беседой что-то до этого человека донести. Он не ограничивается простым служением треб, ему присуще чувство миссии. Он, действительно, любит людей и желает поделиться с ними христианскими истинами. Начинается фильм с того, что во время исповеди, человек рассказывает ему, о том, что в детстве его изнасиловал католический священник, а затем это продолжалось на протяжении пяти лет. Поэтому теперь он имеет намерение убить одного из священников, поскольку того самого уже нет в живых. Он выбрал отца Джеймса.
Людмила: И произойдет это уже в следующее воскресенье.
Алексей:

Да. Рассуждая так, - в убийстве плохого священника нет ничего необычного, а я хочу убить тебя, отец Джеймс, потому что ты хороший священник. Это будет более весомо. Причем, отец Джеймс по голосу узнал исповедующегося. И всю следующую неделю мы наблюдаем ежедневную жизнь отца Джеймса: к нему приезжает дочь, у которой жизнь не совсем устроена; он пытается разобраться с проблемами одной из прихожанок, с очередным синяком под глазом; он посещает старого писателя-отшельника, который готовится к смерти; а также общается с различными людьми, ведущими не самый благочестивый образ жизни. Глядя на его заботы, возникает ощущение, что там никто не придерживается католического благочестия; кроме посещения церкви, принятия причастия и исповеди. Причем, исповедь больше похожа на издевательство над священником, настолько они хотят подробно поведать ему о своем антихристианском поведении. Но, отца Джеймса так просто не проймешь, ибо он мужик крепкий и закаленный, его смакованием сексуальных извращений не напугать, он все переносит стойко и с юмором. Опять же нужно упомянуть ирландский характер фильма; Ирландия еще до недавнего времени была некоей европейской Польшей, то есть страной, где позиции католической церкви были особенно прочными. Мы все знаем про длительное противостояние Ирландии и Англии; эта война носила также и очень выраженный религиозный характер. По этому для многих ирландцев, как и для поляков, ирландец — значит католик. Если ты ирландец и принял протестантизм, значит ты перешел на другую сторону, ты стал врагом и предателем. Некоторое время назад прокатилась волна скандалов, связанных с педофилией среди католических священников; в связи с этим возросло недоверие общества к католической церкви, ее позиции сильно пошатнулись. В современном ирландском обществе присутствует настроение отторжения от церкви. Возникло социальное напряжение: с одной стороны, церковь привыкла к своему огромному авторитету среди прихожан, а с другой стороны, прихожане пытаются скинуть с себя груз этого авторитета. И вот посреди этой ситуации находится обычный священник, отец Джеймс, на протяжении фильма мы видим, что его прихожане, разве только в лицо ему не плюют, а иногда и запросто могут плюнуть. Даже непонятно зачем они в церковь ходят, как-будто специально для того, чтобы его позлить. В один из дней мы видим, что его пытались донять максимальным количеством способов; буквально каждый посчитал своим долгом красноречиво рассказать ему о самых грязных своих проблемах, не стесняясь посмаковать их перед его носом. Он почти не выдерживает, и кажется, вот-вот пойдет в разнос. Мы видим, чего ему стоит пройти через строй, глумящихся над ним людей с их страстями, но он продолжает свое дело. Причем, к советам, которые он им дает, они даже и не думают прислушиваться. Хотя, среди всего этого, находится одна ситуация, где его совет и молитва оказывают свое оживляющее и поддерживающее действие; помогают человеку справиться с трагедией, в которой он оказался. Однако, в общем, противостояние вокруг него нешуточное, уже и церковь сожгли и давление дошло до предела; он почти решил отступить и оставить свое служение. Поскольку это никому не нужно. Но вспоминается единственный светлый случай...

И снова о положении церкви в обществе. Вопрос непростой. Ситуация, конечно, не похожа на нашу, потому что, у нас были 70 лет атеизма и, похоже, церковь, никогда не будет играть такой роли, какую она недавно играла в Ирландии. Где священник был негласным авторитетом, к которому приходили люди с любыми проблемами в жизни и получали помощь и совет. Сегодня у нас это поле давно уже выкошено. Надо сказать, что отец Джеймс принимает окружающую его ситуацию с большой стойкостью, он не пытается никого поучать; он искренне делится с другими по-отцовски своей мудростью уже немолодого человека. Иногда абсолютно житейскими, а иногда очень специфичными, такими как советы мужика мужику. Но тем не менее, он желает помочь. Люди же большей частью чем-либо обижены: обиды, либо, подогретые телевидением или личные, как у злоумышленника убийства, который пережил трагедию прямо внутри церкви. Это как с подростками. С одной стороны, хочется бросить их, чтобы они жили этой избранной ими жизнью, которая им почему-то нравится, но ты понимаешь, что на самом деле они, действительно, очень нуждаются в помощи, и особенно, в таких людях, как отец Джеймс. Именно они, люди, которые хотят выбросить на помойку традиционные ценности и обрести свободную жизнь, в которой они через какое-то время становятся абсолютно несчастными, именно им требуется помощь. И если церковь, в лице отца Джеймса, отвернется от них, то что останется? Они останутся совершенно одни, не над кем будет глумиться и не перед кем оголять свои засторелые подростковые комплексы. Такие как отец Джеймс им крайне необходимы. В этом смысле фильм драматично трагический. Несмотря на то, что события в фильме разворачиваются не в пользу отца Джеймса, но те некоторые фразы и слова наставления, которые он успевает сказать в течении фильма, они продолжаются, они переживают его самого. И это составляет легкий проблеск надежды в фильме; не все так плохо, как кажется на первый взгляд.

Людмила: Почему он называется «Голгофа»? Это его восхождение, его путь?
Алексей:

Да, его служение — это его личная жертва. В обществе, которое не нуждается в священниках субъективно, но объективно очень даже нуждается, есть отец Джеймс, который способен стать этим мостиком среди противоречий. Люди, которые издеваются над ним, на самом деле, глубоко в душе, очень хотят, чтобы такой человек был среди них. И насколько может, он остается.

Я не знаю как этот фильм будут смотреть люди, у которых нет религиозных чувств, хотя фильм, любопытный, по крайней мере как вопрос. Если из общества, не важно в Ирландии или у нас исчезнут такие люди, как отец Джеймс, что останется? Кто займет их место? На этот вопрос хорошо бы ответить как раз человеку, который негативно относится к церкви. А для христиан этот фильм еще один повод поразмышлять над ролью церкви в обществе. В общем обеим сторонам есть повод к разговору или размышлению.

Людмила: К тому же, играют очень талантливые актеры, известные прежде всего по сериалам, а здесь они — жители городка, очень характерные персонажи, с которыми общается священник в исполнении Брендана Глисона.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 google + kino-mimino

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер
Истории, которые мы рассказываем (Stories We Tell) режиссер Сара Полли
Место под соснами (The Place Beyond the Pines) режиссер Дерек Сиенфрэнс
Вся президентская рать (All the President's Men) режиссер Алан Пакула
Левиафан (Leviathan) режиссеры Вирина Паравел и Люсьен Кастен-Тэйлор
Счастье мое (режиссер Сергей Лозница)