После прочтения сжечь (Burn After Reading) режиссеры братья Коэн

тоска по смыслу: «После прочтения сжечь» братьев Коэнов ● парад идиотов: герои фильма ●● оружие абсурда: против чего выступают режиссеры? ●●● почему нам отчаянно необходим смысл?

После прочтения сжечь, Burn After Reading, 2008, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт После прочтения сжечь, Burn After Reading, 2008, Тильда Суинтон, Tilda Swinton, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт После прочтения сжечь, Burn After Reading, 2008, Джон Малкович, John Malkovich, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт burn_after_reading_4 После прочтения сжечь, Burn After Reading, 2008, Фрэнсис МакДорманд, Frances McDormand, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт После прочтения сжечь, Burn After Reading, 2008, Джордж Клуни, George Clooney, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт 

 

 

Людмила: Итак, из серии «Режиссеры-провокаторы» фильм братьев Коэн — «Сжечь, после прочтения».
Алексей: Ты где-то витаешь, вообще-то в русском прокате он называется «После прочтения сжечь».
Людмила: Да? Хорошо, пусть будет. Итак, в чем же провокация в фильме «После прочтения сжечь»? В том, что смысла в этой киноленте нет, и все герои некрасивые и несимпатичные придурки или идиоты. В этом наверное и есть главная провокация.
Алексей: Мне после просмотра очень понравилась реакция твоей подруги, она вобщем-то характерна, действительно, если мы внимательно посмотрим на свои ощущения, то увидим, что больше всего в жизни нас злит и пугает, особенно подчеркну пугает — это отсутствие смысла. Отсутствие возможности разобраться в чем-то. Еще у древних греков, одним из самых страшных наказаний в их греческом аду был, так, называемый «сизифов труд». Сизиф — герой древнегреческого мифа, наказанный трудом, в котором нет смысла: он закатывает огромный камень на гору, а тот снова скатывается вниз, в общем тоже самое, что в «решете воду носить» - самое мучительное, невыносимое, что может быть для человека. Это даже не пытки, это не зло как выражение насилия и агрессии. Это бессмысленность. Потому что наличие зла, само по себе может иногда даже смысл жизни придать — ты будешь бороться против него, ты будешь защищать добро. А вот ощущение бессмысленности, оно опустошает, полностью высасывает человека. Собственно говоря, это тема прослеживается во многих фильмах, о которых мы говорили за последнее время, к примеру, фильм того же Нолана «Темный рыцарь» ,там антигероем оказывается Джокер. Противником главного героя — Бэтмена, человека-летучей мыши оказывается некий бандит, изображающий из себя персонажа карточной игры, главный тезис которого — не зло, нет, а уверенность в том, что мир бессмысленнен. Все — игра, все — случай! Нет ни смысла, ни цели, ни назначения. Мне кажется, что это передает ощущение современного человека, главное с чем борется современный человек, это не зло как организованная разрушающая сила с каким-то намерением, а вот именно — непрочитываемый хаос, бессмысленность. Другими словами, самая страшная трагедия это даже не лагеря смерти, а когда человек в молодом возрасте, в полном расцвете сил погибает, сбитый машиной! В этом нет ни смысла и ничего для какого-то осознания.
Людмила: В этом смысле коэновский фильм удивителен, потому что при всей бессмыслице он получился очень смешной!
Алексей: Да. В чем провокация Коэнов? Они эту бессмысленность ставят себе на службу, здесь ее лучше назвать словом «абсурд», нечто бессмысленно забавное — хоба-хоба и ха-ха! И непонятно отчего. Этот фильм на первый взгляд начинается и выглядит как шпионский детектив; один из спец агентов теряет важную информацию..
Людмила: ..или не важную..
Алексей: ..а может и не важную..
Людмила: Мы живем в эпоху после викиликс, после скандала, поэтому может и неважную..
Алексей: Да, обычно все эти шпионские классические детективы очень серьезные, потому что в них судьбы мира решаются, там серьезные люди — Джеймс Бонд, рыцари плаща и кинжала и, конечно, Штирлиц. К примеру, Штирлиц — вот он герой! Он живет каждый день в напряжении; он просчитывает шаги своих врагов; каждое слово, каждый поступок имеют смысл и значение, потому что он борется за судьбы мира. Вот он сейчас один, но на его хрупких, нет не хрупких, а мужественных плечах итог схватки добра и зла во время Второй Мировой. Ты смотришь на него и думаешь — как бы наши победили! И если наши проигрывают, то это настоящая эпическая трагедия, если наши побеждают, то это доказывает, что победа добра возможна! Коэны берут этот жанр и используя прием абсурда высмеивают все. Оказывается, что шпионы, это такие обрюзгшие товарищи, которые ходят по каким-то бесконечным бюрократическим коридорам, перекладывают какие-то бумажки, что-то теряют, совершенно не понимают, что происходит и уже давно ни за что борются. Оказывается, что за словами о патриотизме и высоком призвании прячутся какие-то люди, от которых уходят жены, которые не уверены в своей жизни и хотят ее никчемность оправдать высокими пафосными словами. Пока я все это говорил, я подумал — интересно, удастся ли мне пересказать фильм «После прочтения сжечь», наверное, нет.
Людмила: Не стоит.
Алексей: Даже не стоит, потому что надо обладать таким же талантом как у Коэнов, чтобы все это пересказать. Внутри всей этой круговерти со шпионскими тайнами главным персонажем оказывается женщина, которая хочет себе сделать пластическую операцию.
Людмила: Увеличить грудь или что она хочет?
Алексей: Да, это ее стремление найти деньги на операцию, включая сложный механизм разведок и спецслужб, в конечном итоге приводят к каким-то случайным выстрелам, погоням заговорам. Фильм интересен последней сценой: серьезные дядьки из спецслужб сидят и вопрошают — чему нас научила эта история? Ответ — да, пожалуй, ничему. Вот и все, вот и главный пафос фильма.
Людмила: К чему тогда приглашены супер актеры Джордж Клуни, Брэд Питт, Малкович? К чему известные режиссеры сняли невнятную историю, которая не нравится многим людям, потому что она не читается.
Алексей: Да, я вот тоже задал себе такой вопрос — зачем им понадобилась такая абсурдистская комедия? А дело в том, что это не единственный их фильм о некоей бессмысленности.
Людмила: У них есть три фильма, называемые «идиотская трилогия»: «О, где же ты брат?», «Невыносимая жестокость» и «После прочтения сжечь».
Алексей: Ты права. Но, знаешь, я заметил у них другую трилогию, это фильмы о бессмысленности жизни или скажем, про напряженный поиск этого смысла. Один из них это «Старикам здесь не место», другой - «После прочтения сжечь», и третий они сделали недавно, сравнительно недавно, это - «Серьезный человек». Все три — отчаянная попытка в жизни зацепиться за какой-то смысл: первый в жанре трагедия, второй — комедия, третий — комедия-драма. И это очень интересно, что эти два режиссера возвращаются к одной теме, и не только они — Вуди Аллен в своей так называемой лондонской серии: «Матч Пойнт» и другие, где его герои пытаются с этим вопросом для себя разобраться. Почему сегодня так много говорится о бессмысленности, даже используя жанр абсурда? Если мы посмотрим в историю, то увидим, что многие деятели искусств использовали жанр абсурда, чтобы высмеять авторитарных правителей, стремящихся навязать всем свои правила. В Средние века это был карнавал, когда крестьяне хотя бы раз в году, но отрывались! Обычно, есть великий король, при нем мудрецы, священники, но в карнавал все это выворачивал наизнанку: король оказывался шутом в колпаке, священников кто-то разыгрывал в комическом ключе — то есть всё менялось местами, все перемешивалось. Тем самым высмеивались некие вещи о которых прямо говорить нельзя, но в забавно-абсурдной форме можно. В Советском Союзе, например, во времена Сталина жил замечательный поэт Даниил Хармс, который с помощью своих абсурдистских стишков пытался убежать от звериной серьезности тоталитарного режима.
Людмила: И анекдоты еще.
Алексей: Да, совершенно верно, наши советские анекдоты, рассказанные на кухнях, высмеивали Леонида Ильича с его многочисленными наградами. А спрашивается Коэны-то чего? Сытые американской жизнью..
Людмила: Где тот пресс в виде Советского Союза?
Алексей: По сути дела, братья Коэны через свои фильмы сопротивляются давлению, если угодно, нормальности. Есть идеал американца — он должен быть патриотом, он должен любить свою страну, он должен быть хорошим семьянином — посади дерево, напиши книгу, дом построй! И вот они берут каждый из атрибутов американского идеала и его высмеивают, очень интересно они это делают с художественной точки зрения — они просто наводят камеру слишком близко. Если патриотизм — то они показывают человека, который произносит пафосные речи и этим становится смешон, если семья — то, посмотрите как много там какой-то неискренности, нечестности и лицемерия, за этой семейной, фасадной доброжелательностью уже давно не осталось ничего живого. Очень интересно в фильме воспроизведены два диалога: разговор женщины с пластическим хирургом и разговор разводящейся женщины со своим адвокатом, и там и там какие-то вежливые, обтекаемые, мягкие фразы, за которыми стоят какие-то действительно забавные вещи. И вот это приближение, преувеличение показывает абсурдность всего происходящего. Получается вот какой феномен: если мы возьмем любое событие из нашей жизни и посмотрим на него с близкого расстояния — оно выглядит забавно, и что самое неприятное, ты начинаешь терять смысл. Этот прием сейчас используют многие фотографы, в частности журнал «Эсквайр» так делает, они берут лицо человека и снимают его очень крупным планом.
Людмила: Да, поры, волоски!
Алексей: И нет ни одного красавца тогда!
Людмила: Когда глянец умер на обложке «Эсквайра»!
Алексей: Даже Брэд Питт оказывается каким-то таким.. Получается антиглянец. И, действительно — взять жизнь обычного человека и попробовать извлечь из нее высокий смысл, миссию, даже если взять пожарного, человека уж точно не ординарного, спасающего жизни, но если пристально рассмотреть как протекает его обычный  день, то увидишь: ковыряние в носу, не стиранные носки и все как-то начинает распадаться.
Людмила: Ну, понятно — король голый, смысла нет.. А как это нам помогает жить-то? Никак!
Алексей: Осадок от фильма братьев Коэн «После прочтения сжечь» таков — да, иногда нужно посмеяться над чрезмерной серьезностью, нам нужно посмеяться над своим чувством значимости, разоблачить свою голость. В этом смысле помогает правда, помогают абсурдистские комедии. Но обрати внимание, я уже упоминал реакцию твоей подруги, если бы это был фильм про убийство, то она могла бы быть огорчена, но самая болезненная реакция — это сказать, что в фильме нет смысла. То есть, что получается? Мы, глядя на жизнь, не можем вычленить из нее какой-то смысл, какую-то завершенность, но почему-то нам отчаянно этого хочется. То есть, если просто посмотреть со стороны на то, что мы делаем, никакого смысла из этого не вытекает, но у нас есть отчаянное, прямо-таки кричащее желание, чтобы все, что мы делаем приобрело смысл, мы хотим стать частью какой-то истории. Почему всем нам не нравятся истории, которые заканчиваются непонятно, и наоборот, мы любим истории с завершением? Потому что они помогают нам из этого всего хаоса вычленить какой-то смысл.
Людмила: Да. Чтобы история куда-то шла, чтобы она была кем-то задумана-придумана, чтобы прийти к этой точке. Есть начало — есть конец. Я, например, ненавижу неоконченные романы Набокова, Кафки и любые другие, которые нашли, но они не закончены, я не буду читать их, потому что я знаю заранее, что они умерли, все!
Алексей: Для меня природа нашего непрестанного желания извлечь смысл из нашей мельтешащей бытовухи является сверхъестественной. Это что-то религиозное, где-то в глубине нас заложено стремление, желание этот смысл обрести. Любопытно, что нет ни одного человека, который бы жил по принципу «смысла нет», человек так жить не может, если он психически здоров. Даже те современные атеисты в Америке и Англии, такие как Докинз и сотоварищи, которые говорят, что все это как-то случайно на земле, в их собственной жизни, в той миссии, которой они живут, они отчаянно хотят смысла. Они хотят, чтобы все события в жизни стали частью Рассказа, о том, как Докинз ниспровергал церковников. Вот такой героический был человек! Зачем ему это, если нет никакого смысла? Для меня только одно объяснение это стремление ..
Людмила: ..тоска по смыслу..
Алексей: Тоска по смыслу, это то, что делает человека человеком. Не знаю, есть ли у животных тоска по смыслу, думаю нет, мой кот точно может бесконечное количество бессмысленных движений делать, мы — нет! Нам охота смысла, нам охота быть частью рассказа и для меня эти фильмы абсурда, как ни странно, одно из доказательств того, что смысл есть и он нужен. И он очень дорого стоит, нужно очень много усилий, чтобы его обрести.
Людмила: Это была передача раскадровка, передача о кино и смысле кино..
Алексей: Мы находим смысл даже там, где его нет!
Людмила: Всего доброго, хороших фильмов, увидимся на следующей неделе.
Алексей: До свидания!

 

 

братья Коэн о совместной работе

 

обсуждение других фильмов братьев Коэн:

"Железная хватка" (True Grit) режиссеры братья Коэн "Железная хватка" (True Grit) "Большой Лебовски" (The Big Lebowski) режиссеры братья Коэн "Большой Лебовски" (The Big Lebowski)
"О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?) братья Коэн "О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?)    

 

 

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка