Перемотка (Be Kind Rewind ) режиссер Мишель Гондри

сам себе режиссер: «Перемотка» Мишеля Гондри ● «швединг» как философия: соучастие приносит больше радости, чем потребление

Перемотка, Be Kind Rewind, 2008, Джек Блэк, Jack Black, Мос Деф, Mos Def, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Перемотка, Be Kind Rewind, 2008, Джек Блэк, Jack Black, Мелони Диаз, Melonie Diaz, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Перемотка, Be Kind Rewind, 2008, Мелони Диаз, Melonie Diaz, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

 

Людмила: Фильм «Перемотка» режиссера Мишеля Гондри веселый и ироничный, я бы сказала про пару придурков, которые из-за рокового стечения обстоятельств, из-за того, что размагнитились все кассеты в прокате вынуждены были переснять...
Алексей: .. чтобы не подвести своего дядюшку, который уехал на время, в командировку, они сами перезаписывают все фильмы...
Людмила: ..блогбастеры..
Алексей: .. да блогбастеры, которые были у них в прокате. 21 15 Фильм бесхитростный, в меру придурковатый, достаточно легкая комедия. Я думаю, что это одна из самых гениальных ролей Джека Блека - актера-комика, здесь он настолько органичен, настолько попадает в нужное время и место. Да, а параллельно с этим мы узнаем, что муниципальные власти хотят снести дом, где находится этот магазинчик с прокатом кассет, чтобы сделать там новый крупный микрорайон с современными зданиями. А это все уже ветхое, это все нужно выбросить. У главных героев двойная цель, с одной стороны, пока нет дяди нужно, чтобы все это прокатное дело не развалилось, и поэтому они судорожно снимают шведские варианты фильмов, а с другой стороны, им нужно собрать деньги, чтобы защитить этот старый микрорайон от застройки. Для этого они отчасти находят, отчасти выдумывают какие-то истории, связанные с великим прошлым этого района и снимают своими усилиями фильм о якобы легендарном чернокожем музыканте, который жил в этом районе.
Людмила: Мне очень нравится история создания этого фильма. Когда съемочная группа Мишеля Гондри приехала в городок, чтобы снимать там фильм, они первым делом организовали танцплощадку для всех, и благодаря этому набрали очень чудесную массовку, потому что жители их приняли, тусовались с ними, общались, и действительно, в фильме получилось очень много второстепенных, запоминающихся персонажей.
Алексей: То, как снимался этот фильм, само по себе похоже на шведские версии фильмов. В чем их особенность? В том, что в них принимают участие простые люди и они находят там себе место. Я попытался сформулировать причину, по которой мне понравился этот фильм, я сначала пафосно скажу, а потом заземлимся: в этом фильме искусство как соучастие противопоставляется искусству как потреблению. Сегодня мы привыкли, уже интуитивно воспринимать объекты искусства просто как потребители: мы приходим в кино - смотрим, приходим в картинную галерею — тоже наблюдаем, рассматриваем, тоже и при покупке альбомов и при прослушивании музыки. А вообще, одна из положительных сторон искусства состоит в том, что оно позволяет нам участвовать в его созидании. Одна из причин, по которой мы эту передачу затеяли, в том что, мы хотим участия и соучастия. Потому что настоящее произведение искусства требует размышления, фильмы нуждаются в обсуждении, сам по себе просмотр — это еще не все, почему-то все хотят высказаться. Почему мы интуитивно этого хотим? Нам охота поделиться своим мнением, тем, что мы считаем важным, красивым или не красивым, имеющим смысл или не имеющим, и так далее. И смысл нашей передачи — это стремление поучаствовать; мы своим обсуждением фильмов создаем их шведскую версию, то есть наш взгляд на них, то как мы их видим. Это очень важная сторона, которая сегодня к сожалению уходит. Мы приходим в торгово-развлекательные центры, смотрим фильмы, но не хватает площадок для дискуссий, для обсуждения. Идея нашей передачи, в том, чтобы создать в том числе и такую площадку. В фильме параллельно идет мотив представителей муниципальной власти, которые хотят построить современный унифицированный квартал; им наплевать на историю, им хочется сделать блестящий мир, как в рекламе, где все чистенько и хорошо. Мне очень симпатична идея, которую здесь Мишель Гондри показывает в такой ироничной форме, о том, что на самом деле подлинное удовольствие от вещей мы получем не потому, что они такие уж красивые, а потому что в человеке есть какая-то способность приручать вещи. Мы можем делать тапочки своими, они могут быть с дыркой уже, они — свои, уютные. У нас есть способность приручать город, в котором мы живем, здания, мимо которых ходим, поэтому мы вешаем таблички, что такой-то человек здесь жил. Но для нас даже больше важно не то, что какой-то великий человек здесь жил, а больше важно, что здесь жил человек, которого мы знаем или знали. Это делает нашу жизнь более осмысленной, делает вещи, которые вокруг нас частью какой-то истории. Вот эта способность человека делать вещи частью своей истории, с одной стороны она очень активно эксплуатируется рекламщиками, которые говорят, что покупая кроссовки, вы не кроссовки — вы мечту покупаете. Но я думаю, что мы вполне можем этой тенденции по-своему сопротивляться, мы можем из тех, кроссовок, которые уже у нас есть сделать кроссовки-мечту. Мы можем приручить их. Эта мысль мне очень симпатична, это делает нас способными противостоять какому-то потоку вещей, товаров, коммерческо-прогматическому отношению к жизни.
Людмила: Гондри сам говорит, что мы продали нашу фантазию корпорациям, а они теперь фантазируют за нас. И он видит проблему современного человека в том, что, когда люди собираются вместе им нечего делать, если они не идут в Мультиплекс какой-нибудь и не смотрят что-нибудь и не развлекаются, платя за это деньги. А здесь, самим созданием фильма, он говорит, что люди сами способны себя развлекать, люди способны собравшись вместе заразить друг друга каким-то весельем, простая беседа — она тоже хороша.
Алексей: Иногда мы стремимся друг от друга отдалиться, особенно в большом городе, где людей много, поэтому создаем большие супермаркеты, где общение с продавцами сведено к минимуму, но при этом что-то теряется, наша жизнь становится слишком технологичной. Я всегда завидую, когда смотрю фильмы про Западную Европу, где есть старые магазинчики, с хозяевами, которые владеют ими уже не одно поколение; где знают тебя в лицо, знают твои пристрастия и вкусы, где можно поговорить. Вот эта соседскость, когда она исчезает — мы теряемся, теряется что-то важное для жизни человека.
Людмила: Плюс еще, что делание чего-то — это гораздо большая радость, чем потребление чего-то.
Алексей: Совместное делание, да-да!
Людмила: Фильм показывает нам, что не все в потреблении, можно еще делать что-то. Потому что сейчас люди редко что-то делают..
Алексей: Есть огромная разница между шапкой, даже самой лучшей из магазина, и той, которую мама связала. Это же совершенно разные вещи, потому что в той, которую мама связала, есть она, ее прикосновения. И я обратил внимание, что и в фильмах часто бывает, что чувствуешь прикосновения, человека, который душу свою вложил. Я все время вспоминаю мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», где режиссер Уэс Андерсон из своих домашних вещей вырезал фигурки кукольных персонажей, и это чувствуется. Это личное прикосновение важнее, чем холодный, выверенный профессионализм.
Людмила: Еще на съемочной площадке был изобретен термин стихийная режиссура. На самом деле, Гондри показывал двум своим актерам, которые делали странные римейки рукотворные на фильмы, он давал им название фильма и они импровизировали в рамках того, как они его помнили, примерно, потому что там были блогбастеры «Охотники за привидениями» ...
Алексей: ... «Робокоп», «Час пик»...
Людмила: .. «Звездные войны», «Кинг Конг» по-моему, и они импровизировали. На самом деле, они делали то, «за что и стоят», за какие идеи они стоят, они просто получали удовольствие и веселье от процесса.
Алексей: И когда смотришь этот фильм — он заражает, то же охота так, как-то интуитивно подключаешься к их веселью, к радости жизни, к легкой безалаберности, которая у них существует, она подкупает. Что-то есть у них от Иванушки-дурачка из наших сказок, человека, который добивается успеха не потому что он расчетливо-прагматичный, а потому что какой-то он незлобивый. Он не хочет использовать людей для своих целей и это делает его привлекательным персонажем. Ну и еще такая обобщающая вещь, которую я бы хотел подчеркнуть — мы все хотим быть частью какой-то истории, когда мы говорим о фильмах, то каждый раз к этому возвращаемся, мы хотим быть частью какого-то рассказа, потому что именно в этом случае мы видим какой-то смысл. Мы интуитивно хотим выстроить свою жизнь как часть какой-то более великой истории. Именно поэтому здоровые вменяемые мужики ходят в шарфах и орут: «За Зенит!» или за какие-то другие футбольные клубы, им охота быть частью этого феерического действия. И поэтому главные герои этого фильма снимают выдуманную историю про великого музыканта, который жил там. И может быть он и не жил там, но суть-то не в этом.. Суть в том, что там кто-то другой жил, может быть он не был великим музыкантом, но он был хорошим человеком, поэтому этот дом имеет право на то, чтобы продолжить свое существование и в этой потребности мне видится то, что мы называем образом Божьим в человеке, то, что мы называем духовностью в человеке — стремление, чтобы наша жизнь приобрела какой-то смысл. Чтобы у нашей жизни было начало, развитие и конец, и чтобы, мы в этой жизни оказались хорошими героями, теми, кто побеждает зло.
Людмила: Ну и конечно, кино, как и литература помогают нам продлить или обессмертить жизнь того, что нам дорого. Может быть это сопротивление какому-то порядку вещей или смерти, но что-то остается на экране или остается в книге.
Алексей: Писатель Клайв Льюис, автор книги «Хроники Нарнии», сказал что, Евангелие — это сказка, ставшая правдой. То есть, это действительная история, которая позволяет нам наши маленькие хаотичные жизни, подчас бестолковые, сделать частью по-настоящему красивой истории, где добро побеждает зло, и это придает какой-то смысл и красоту нашей жизни, и для меня в фильме «Перемотка» что-то такое есть.

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка