Звери дикого Юга (Beasts of the Southern Wild) Бен Зайтлин

в краю фантазий: «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина ● нельзя помогать людям, если ты их не уважаешь и не понимаешь: насильное спасение – благо? ●● «оставьте ее в покое, не нужны ей косички и чистое платьишко»: режиссер сражается за выбор маленькой героини жить в диком, но волшебном для нее мире

Звери дикого Юга, Beasts of the Southern Wild, Бен Зайтлин, Benh Zeitlin, Кувенжане Уоллис, Quvenzhané Wallis, Henry, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Звери дикого Юга, Beasts of the Southern Wild, Бен Зайтлин, Benh Zeitlin, Кувенжане Уоллис, Quvenzhané Wallis, Дуайт Генри, Dwight Henry, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Звери дикого Юга, Beasts of the Southern Wild, Бен Зайтлин, Benh Zeitlin, Кувенжане Уоллис, Quvenzhané Wallis, Дуайт Генри, Dwight Henry, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

Алексей: Фильм «Звери дикого Юга» для меня обошелся не без приключений; я ходил на него три раза; первые два фильм не был показан, потому что вначале я, а потом мы с другом были единственными зрителями. Сегодня мне удалось, там даже некоторое количество людей помимо меня было. Для меня это очень интересный показатель того, как строится кино рынок, я не хочу ворчать, что сейчас люди не то кино смотреть ходят. Для меня хорошим ориентиром является фестиваль «Санденс», я об этом уже не раз говорил, его отбор меня до сих пор не разочаровывает. Фильм «Звери дикого Юга» получил гран при этого фестиваля в 2012 году, фильм очень любопытный и очень малобюджетный, как и полагается санденсовским фильмам.
Людмила: То есть вручную, на коленке сделан этот фильм.
Алексей: Да, большинство актеров не профессионалы.
Людмила: Декорации делала младшая сестра режиссера, а также это режиссерский дебют.
Алексей: Откровенно говоря, там не так уж и сложно было сделать декорации, потому что повествование идет о небольшой деревне в районе Нового Орлеана. В начале фильма мы видим ее жителей; в Америке есть понятие White Тrash — белый мусор, это белые люди, живущие в трейлерах, так вот здесь это черно-белый мусор, извините за не самые политкорректные описания. Это даже не трейлерная деревня, а просто мусорная, они живут, делая свои дома из обломков трейлеров, кусков жести, старых моторных лодок, чего придется. Денег у них нет, хотя выпивки полно, она там постоянно присутствует; у них есть куры, козы, гуси, которыми они и питаются, даже ловят крабов. Главная героиня — девочка шести лет, ее зовут Хашпапи, она живет с отцом Винком, мама у них куда-то делась, поначалу я думал умерла, но потом понял, что скорее все-таки свалила из этого места. Такой вот специфический мирок, причем, во всех смыслах; прозвучит грубо — бомжатский мир, бомжатская деревня, где живут очень бедные люди. И вот приходит им оповещение о том, что движется буря, некоторые люди уезжают, а небольшая группка, которым и ехать-то некуда и другой жизни они не знают, думают, что не один раз они уже их затопляло, действительно, в районе Нового Орлеана это не новость, вот и в этот раз как-нибудь сумеем удержаться. Затем приходит буря, практически все заливает, и они пытаются как-то выжить, а все повествование идет от лица шестилетней Хашпапи; мы видим все ее глазами, а также она озвучивает свои мысли. Я почему-то вспомнил фильм «Страна приливов» Терри Гилиама, что-то похожее: маленькие дети, живущие в мире своей фантазии; от этого создается двойственное ощущение, потому что ты-то видишь, где на самом деле они живут, что это настоящая помойка, но для детей это выглядит загадочно-фантастичным. Она время от времени повторяет свое представление о том, что весь мир состоит из разных частей, и если каждая часть на своем месте, то в мире все хорошо, а если, с одной из частей что-нибудь случается, то и весь мир погружается в беду. Ей кажется, что все эти неприятности в природе из-за того, что она со своим папой поссорилась, она думает, что это она что-то сломала, что все из-за того, что она папу ударила, поэтому все вокруг начинает рушиться. В один из кульминационных моментов фильма за ними приезжают спасатели и увозят их в большие белые больницы, но они там не могут, они оттуда сбегают; в общем фильм про маленькую девочку, которая живет на просторах природы. Режиссер фильма Бен Зайтлин, я читал интервью с ним, мне было интересно узнать каков его мотив, что он хочет сказать. Он считает, что нельзя помочь людям, которых ты не уважаешь и относишься к ним как к диким, неразумным зверям. Цитирую: Я не имею ввиду всех, кто пострадал от паводков, огромное число людей помогает им, но в Америке распространено отношение к людям, которые нуждаются в помощи, как к несчастным неразумным дикарям, которых нужно взять в охапку, отмыть и научить читать и писать и эта часть фильма, с больницею, нужна была мне как демонстрация скотского отношения к жертвам паводка, навязывание им своего образа жизни, плохого и примитивного. Вообще-то те, кто живет в деревнях, находятся там в гармонии с природой и окружающим миром и с катаклизмами тоже. Такое ощущение, что еще один фильм про индейцев, про радостно живущих индейцев. Действительно, в фильме Хашпапи говорит, что у нас здесь праздников много всегда. Их деревня находится за дамбой и для нее мир делится на две части: они здесь и там за дамбой странное пространство с большими трубами, чужая неприспособленная для жизни земля. А здесь — свобода, просторы, радость и она, говорящая со своей воображаемой мамой, которая от них уехала и ждущая воображаемых доисторических быков, которые ели людей.
Людмила: А почему американский режиссер так хочет попасть в этот мир? Он снимает его не как репортер, а как художник. Это взаимное заблуждение, которое оба эти мира друг ко другу испытывают? Он думает, что дикий мир прекрасный, чистый, его не стоит нарушать, они думают, что за трубами живут бедные несчастные люди, поглощенные цивилизацией или что?
Алексей: Что-то такое есть, хотя мне, большую часть фильма заразиться его чувствами было сложно, потому что это деревня бухарей, я этого дела навидался и ничего романтического в этом нет. Может быть режиссер редко с этим сталкивался, а у нас в России полно такой «романтики» и ничего в этом красивого и величественного нет, это деградация и распущенность людей. Такое ощущение, что они не покидают свою деревню не потому что они такие герои, противостоящие стихии, как они себя иногда силятся показать, в частности отец Хашпапи, а потому что они безвольные люди, которые уже ничего не хотят от жизни. Сейчас есть опасность, что я начну клише говорить, что они безответственные и так далее, не хотелось бы, но и романтизировать их тоже неохота. Наверное есть какая-то внутренняя красота в той жизни, в любой жизни может открыться внутренняя красота, но меня уже утомила героизация индейцев, которые живут в мире с природой — все это миф! Жизнь людей всегда жесткая и я думаю, что неспроста люди выбрали определенный жизненный уклад, который возобладал. Охота, конечно, уважать их выбор, особенно, когда они там живописно бегают по своим просторам. Я подумал про своего сына, который живет в большом городе, все мы не имеем такой возможности — выйти к чистой природе. Но, с другой стороны, там есть сцена, где он предлагает дочери выпить — я не могу на это смотреть, я не могу это себе объяснить тем, что ну, они так живут.
Людмила: Но с другой стороны, есть и другая крайность. У меня есть подруга, которая не хочет отдавать своего сына ни в садик, ни в школу, думая, что его там научат ходить строем, в этот жуткий мир угнетения, уж лучше она уедет с ним в эко-поселение, где они будут группкой бегать и играть в прятки, как мы это делали в нашем детстве, в безопасном мире. Зато эта Хашпапи умеет выживать, зато она умеет видеть красоту, а заберут ее в какой-нибудь лагерь или приют и все.
Алексей: Да, пускай лучше на помойке вырастет, спиваясь с этими забулдыгами...
Людмила: Зато она умеет видеть мир иначе...
Алексей: Это несомненное преимущество, я не могу это романтизировать.
Людмила: Так что? Режиссер говорит — не трогайте ее?! Не надо ее в учреждение?! Не надо ей косички заплетать и одевать ее в платьице?
Алексей: Он говорит что-то вроде этого, говорит о том, что это их выбор. И, тут, конечно, вспоминаются все эти споры о ювенальной юстиции — насколько государство имеет право вмешиваться или не вмешиваться в личную и семейную свободу. Кстати, я знаю, что в Японии, если человек отказывается покинуть свое жилье во время природных катастроф — его посадят!
Людмила: Это преступление против человечества?
Алексей: Такими действиями ты нарушаешь механизм спасательных работ, осложняешь работу спасателей. Понятно, что в Америке другая традиция, там больше уважения к личной свободе. Мы, в этом смысле, непонятно где: здесь и свободы нет, и спасать тебя никто не будет, как показали последние события, только сами себя. Один человек, работавший в Африке с племенами, которым мало знакома западная цивилизация, и которые только вовлекаются в орбиту, рассказывал о женщине, уроженке Африки, ставшей уже социальным работником, которая работала с этими племенами вместе с ним. Она давала всей этой социальной западной работе такую характеристику — вы не понимаете, что делаете. Имеется ввиду, что эти племена, до столкновения с Западом, субъективно могут жить очень счастливо, действительно счастливо. Но, когда в их жизнь входит Запад, они становятся несчастны, потому что они не приспособлены для этого мира.
Людмила: Значит их нужно оставить за трубой!
Алексей:

Создать для них резервации что ли? Если подумать об этом, то что с ними теперь делать? Посадить их под стеклянные колпаки и ходить вокруг них?! Возможно ли это? Если они умирают от своих болезней, имеем ли мы право их вылечить? Все это сложные вопросы и они неоднократно всплывали, и здесь, в фильме не самая жесткая их постановка. Еще у Стругацких, в повести «Трудно быть богом», звучал вопрос — можно ли сделать счастливыми тех, кто этого не хочет? 

Здесь, пожалуй, я согласен с режиссером в том, что нужны любовь и уважение к этим людям; можно действовать и без пинков и не хватая их в охапку. Так как показано в фильме, где им мегафонят с вертолета, а потом эвакуируют их силой, а они сопротивляются — это вряд ли поспособствует здоровой интеграции их в общество. Не знаю как это нужно делать, но знаю точно, что нужны уважение и любовь к этим людям, к их выбору, к тем решениям, которые они принимают. Нужно помнить о них не только во время эвакуации, но и иметь с ними общение в другое время; нужно воспринимать их не только как некое препятствие к построению дамбы, а как живых людей. Все это, пожалуй, на уровне вопросов, нежели ответов; понятно точно — нужно уважать. Я бы тоже хотел, чтобы меня уважали, а не пинками куда-то спасали. Но при этом неправильной будет идеализация - пусть они там сами себе живут, за нашими заборами. В общем фильм о том, чтобы мы попытались увидеть мир глазами таких людей.

 

 

Роберт Редфорд о кинофестивале "Санденс"

 

фильмы участники кинофестиваля "Сандэнс": 

"Зимняя кость", Дебра Граник "Зимняя кость" - (два приза кинофестиваля "Сандэнс", 2010 год, режиссер Дебра Граник)
Холодная погода (Cold Weather) режиссер Аарон Кац "Холодная погода" (режиссер Аарон Кац, 2010 год)
"Тираннозавр" (Tyrannosaur) режиссер Пэдди Консидайн "Тираннозавр" - (Приз за режиссуру в категории "Драматический фильм", кинофестиваль "Сандэнс", 2011 год)

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн