"Я тоже хочу", режиссер Алексей Балабанов

фильм исключительно для «тех, кто понимает»: «Я тоже хочу» Алексея Балабанова ● после Сонечки Мармеладовой проститутку нельзя не взять в счастье: кто достоин счастья? ●● лучше умереть, стремясь к счастью, чем жить, не стремясь: может это и есть послание режиссера, а может - и нет

Я тоже хочу, 2012, Алексей Балабанов, смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Я тоже хочу, 2012, Алексей Балабанов, смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? Я тоже хочу, 2012, Алексей Балабанов, смысл фильма, кино, Раскадровка, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, podcast, подкаст, транскрипт, какой фильм посмотреть? 

 

Людмила: Сегодня мы поговорим о российском фильме режиссера Алексея Балабанова. Не в первый раз мы сталкиваемся с этим режиссером в «Раскадровке», мы уже обсуждали его фильм «Кочегар».
Алексей: «Сталкиваемся». Какое удачное слово!
Людмила: «Лобовое столкновение», ты хочешь сказать? Если столкнешься с Балабановым, то без увечий не обойтись, душевных или еще каких-нибудь. Почему-то все критики единодушно считают, может быть режиссер сам упомянул об этом в интервью, что это последний его фильм, его последнее высказывание..
Алексей: Не последнее!
Людмила: Почему ты так думаешь?
Алексей: Ну, он же собирается снять фильм о Сталине! Это сильное преувеличение, насчет последнего фильма.
Людмила: Ладно. Фильм «Я тоже хочу» попал на Венецианский фестиваль, был показан в специальной программе «Горизонты» и даже весьма заинтересовал европейских прокатчиков, не знаю уж чем... музыкой, может быть?
Алексей: Поговорим подробнее, скажу прямо — фильм специфический, сделан очень по-русски.
Людмила: Специфический фильм Балабанова? Узнается ли балабановский стиль?
Алексей: Узнается. Режиссер личность противоречивая, с одной стороны, его фильмы всегда обсуждаются и они очень разные. Он громко вошел на кино рынок с дилогией «Брат» и «Брат 2», фильмами, которые стали манифестом целого поколения. И другие его фильмы также вызывали оживленную дискуссию, но лично я на фильм «Груз 200» так и не пошел, говорят что фильм, мягко говоря, жутковатый. «Кочегар» - мы обсуждали здесь с Женей Калининым, как ты говоришь «сталкивались» с этим фильмом, мне он показался достаточно интересным. Да, у Балабанова есть свой некий почерк, в фильме «Я тоже хочу» такое ощущение, что он эти свои особенности доводит до логического завершения, на грани фола. Я читал высокие отзывы об этом фильме, а на меня он произвел сложное впечатление. Каковы его особенности? Один из героев его фильмов — это Питер (для тех, кто понимает)..
Людмила: и в этом фильме?
Алексей: Да. Он долго и с любовью показывает наши колодцы, разбитые и грязные коммуналки; половину фильма главный герой ездит на джипе по улицам Санкт-Петербурга, заезжает во дворы-колодцы, поднимается с другими персонажами по лестницам, потом спускаются по лестницам... Принцип «если на сцене висит ружье, то оно должно выстрелить» абсолютно не работает; ни одно ружье не выстреливает; ты задаешься вопросом — а зачем они ходят туда-сюда? Но они ходят и ходят, разговаривают и разговаривают... Другая особенность фильма, что в нем нет профессиональных актеров; там играет Гаркуша, знаменитый музыкант группы «Аукцыон», музыку к фильму написал Федоров; причем «Аукцыон» - это тоже характерная питерская группа (для тех, кто понимает) - в общем, всё как на подбор. Кто едет в этом путешествии? - Бандит. Суровый сбитый паренек, без сложных нравственных мучений, как кажется, его друг — пьяница, которого изваляют из больницы принудительного лечения.
Людмила: Это тоже не профессиональные актеры, а друзья Балабанова.
Алексей: Да-да. Гаркуша — само воплощение питерского музыканта, такой неладный, рок-н-рольный, православный — как-то все вместе; в кожаных штанах, естественно. Затем, в этом путешествии, есть еще и проститутка, причем не просто проститутка, а закончившая философский факультет, как и положено, в общем, снова повторюсь - всё как на подбор. А путешествие это, ни много ни мало, за счастьем! Сидя в бане, бандит рассказывает музыканту, что, когда он исповедовался священнику, после последнего убийства, причем, кажется, совесть его особо не мучает — просто работа такая, он узнал, что есть зона между Петербургом и Угличем (привет Стругацким!), где произошло непонятное событие, после чего из одной часовни стали забирать людей. Вот так, без уточнений, просто забирать.
Людмила: Кто?
Алексей: Известно лишь, что людей забирают в Счастье! Людей берут и они уходят в счастье. Но не всех! Некоторые остаются. Священник, который остался, видимо был оставлен, чтобы другим рассказать. Часовня эта стоит на небольшом участке земли, и на этой земле всегда зима! Кто в эту зону войдет, должен понимать, что он уже не вернется; либо его заберут, либо он умрет. И герои, ничтоже сумняшеся, с фразой «Я тоже хочу!» - это главная фраза фильма, оправляются в поход за счастьем. В определенный момент, начинаешь действительно странно себя ощущать, потому что половину фильма они ездят, собирают вещи, зимние, в сумку их упаковывают... И никакого подвоха в этом нет. Нет никакого второго смысла, они просто собираются. Вторую половину фильма они едут и идут по заснеженной деревне, к этой колокольне. Угадай, кого взяли?
Людмила: Подожди, дай понять: бандит, алкоголик, музыкант, девушка...
Алексей: Проститутка, закончившая философский факультет, это все-таки важно.
Людмила: Наверное, девушку и музыканта?!
Алексей: Здесь важно, что это проститутка. Опять же, закончившая философский факультет.
Людмила: Хорошо, проститутку?!
Алексей: Получается так: алкоголик вообще не доходит, потому что по дороге умирает его отец и он остается с ним.
Людмила: Это не сполер ли называется?
Алексей: Никакого сполера тут нет, потому что интриги это не создает. Берут Гаркушу, привет музыкантам, берут проститутку, потому что после Сонечки Мармеладовой нельзя не взять, она, ведь, мучается, она, ведь наша, питерская проститутка с философским образованием. Не берут бандита. И когда этот невзятый бандит выходит из этой часовни, угадайте, кого он там встречает? Там сидит Балабанов, собственной персоной..
Людмила: В роли Балабанова?
Алексей:

Да. В роли Балабанова, без каких-либо сложных ухищрений, и говорит: тоже не взяли, а я счастья хочу! И с этими словами он умирает, и с такими же словами умирает бандит. И на этом фильм заканчивается.

Мне трудно оценить, почему некоторые восторгаются смелым ходом Балабанова, не взять в фильм не одного профессионального актера. Там, правда, нет игры, как таковой; но и документальным этот фильм тоже нельзя назвать. Выглядит словно люди, без профессиональных актерских навыков что-то делают перед камерой. Неестественно. Весь фильм такой.

Людмила: Ну, как же? Деревня реальная, разбитая .. Люди, наверное, и вправду хотят счастья..
Алексей: Да, одна из особенностей этого фильма в том, что декораций нет никаких. Деревня реальная, колокольня реальная, люди хотят счастья... Но актера отличает то, что он все это может передать в фильме, а они этого передать не смогли.
Людмила: Тогда они должны передать мысли режиссера, его посыл..
Алексей: Посыл они тоже передать не могут, потому что они не актеры.
Людмила: То есть они не существуют в кадре органично? Когда ты существуешь, а камера тебя наблюдает.
Алексей: Мне так не показалось. Наверное это достигается тогда, когда человек привыкает к камере, а эти люди к камере не привыкли, они перед ней деревянные. Но видимо в этом и был замысел. Я уверен, что Балабанов мог бы добиться органики, если бы хотел. Такая интересная штука получилась.
Людмила: Наверное они все собрались из уважения к режиссеру.
Алексей: Да, похоже, что это фильм-манифест, фильм-высказывание про то, что все люди хотят счастья, до конца не понятно по каким критериям оно дается. Просто сильно хотеть — недостаточно, видимо, лучше умереть в поиске счастья, чем жить без него. Наверное, таково послание, на то он и Балабанов, что фильму нельзя дать определение; сам он отказывается называть фильм притчей или сказкой. Любопытно, что от многократного повторения фразы «Я тоже хочу счастья» этим все-таки проникаешься; тут еще важно, что русское слово «счастье», оно ведь не переводится, понимаешь ли английским «happy». Потому что англичан можно спросить «Are you happy?» А у нас вопрос «Ты счастлива, Люда?» - как-то трудно представить.
Людмила: у нас это неприлично.
Алексей: Для нас это философский вопрос. Эти люди ответили себе, они не счастливы, но хотят счастья.. и оно где есть, и к нему можно придти.
Людмила: Уже это делает их людьми.
Алексей: Рискну выглядеть занудой, но все-таки идея счастья как места, куда ты по неизвестной причине проваливаешься, а не того, к чему ты стремишься, делая для этого какие-то усилия, лично мне не близка. Потому что просто куда-то поехать, на мой взгляд, этого маловато.
Людмила: Но это же может быть аллегорией.
Алексей: Понятно, что счастье — это, по большому счету, дар и благодать, но это и то, что мы делаем со своей жизнью, то, к чему мы движемся. Опять же, это не просто улыбающийся болванчик, это нравственное движение. Здесь мы видим только сильное желание, которого оказывается недостаточно. Одним словом, посмотреть интересно, но мыслью я не захвачен. Например, после просмотра фильма «Кочегар» через пару дней у меня в голове начали прокручиваться образы из фильма, здесь этого не произошло. Осталось впечатления забавного, гротескного, утрированного, но, все-таки остается вопрос — а ради чего? Если только режиссеры уровня Балабанова могут позволить себе чудить, опять же - для чего чудить? Остается ощущение, что принял участие в интересном эксперименте над собой. И только.
Людмила: Мне понравилась история с костюмерами; на съемки поехали два костюмера, женщины.
Алексей: Там были костюмеры?
Людмила: Ну да! Главное же было тепло одеться?
Алексей: Аа! Учитывая что проститутка минут 10 бегает в кадре голой, потому что над ней пошутили, сказав, что женщин берут только голыми. А она настолько сильно хочет, что бегает голой. Это самый драматический в фильме момент, потому что на нее жалко смотреть. Смелая актриса, то есть не актриса, а девушка.
Людмила: Студентка актерского факультета, учится у Снежкина.
Алексей: Передавай привет!
Людмила: Женщины рассказали, что никто не хотел ехать в глушь, да еще и по мистическим делам, да еще и с Балабановым...
Алексей: Ха-ха-ха.
Людмила: Но они решились поехать, следить за тем, чтобы все были очень тепло одеты.
Алексей: Ах-да, забыл! А фильме очень много пьют водки! Ее там вместо воды хлещут!
Людмила: Ну, холодно, ведь!
Алексей: Не-не-не! Это помимо всего, это в принципе, тоже видимо, часть процесса поиска счастья.
Людмила: Понятно. Чтобы взгляд прозрачным был.
Алексей: Гаркуша там самый христианин! Выступает против нью-эйджерской белиберды, которую несет друг-алкоголик, за Евангелие!
Людмила: Гаркуша был вынужден поменять там некоторые реплики, потому что музыканты так не говорят, как было написано в сценарии. Вернемся к костюмерам. По сценарию в фильме есть несколько трупов, которых костюмерам нужно было одевать. А поскольку деревня дикая, там все время норовили стащить любую одежду, в конце концов, костюмеры прибили гвоздями одежду к манекенам. Сама эта история могла быть сценой фильма: лежат манекены в прибитой одежде, под замком, охраняемые костюмерами.
Алексей: Вот-вот, самая лучшая причина создания этого фильма - это сам процесс его создания. Думаю, что и Балабанов, и вся его группа хорошо повеселились, а мы со стороны на все это смотрим.

 

Жить, режиссер Василий Сигарев "Жить", режиссер Василий Сигарев

 

 

 

 

kino-mimino
kopimi
раскадровка

 

 

 

 

 

 

   

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция
Короткий срок 12 (Short Term 12) режиссер Дестин Креттон
Лего. Фильм (The Lego Movie) режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер
Кровный брат (Blood Brother) режиссер Стив Хувер
Великая красота (La grande bellezza) режиссер Паоло Соррентино
Трудно быть Богом (режиссер Алексей Герман)
Небраска (Nebraska) режиссер Александр Пэйн
Похороните меня заживо (Get Low) режиссер Аарон Шнайдер