Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв

Прибытие, Arrival, 2016, Дени Вильнёв, Denis Villeneuve, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Прибытие, Arrival, 2016, Дени Вильнёв, Denis Villeneuve, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Прибытие" (Arrival) режиссер Дени Вильнёв

Алексей: Итак, "Прибытие" - это фантастический фильм, каким он должен быть. Когда я критиковал различные фантастические фильмы, меня спрашивали - Ну, скажи, каким тогда он должен быть? Вот. "Прибытие" показывает каким должен быть фильм с фантастической тематикой. В нем есть все, что нужно и нет ничего лишнего.

Людмила: Если уж говорить о подобных фильмах, насколько я помню тебе нравятся "Район №9" и "Монстры"?! Только они.

Алексей: Да. Теперь их стало три. Есть и некоторые другие, но эти особенно выделяются за последние несколько лет.

Людмила: Здесь, в "Прибытии" речь идет о пришельцах, также как и в "Районе №9" и у этих пришельцев свой язык. Над этим инопланетным языком работал тот же самый специалист из Новой Зеландии, который работал и над фильмом "Район №9" , его зовут Дэйв Уайтхед.

Алексей: Он что, филолог?

Людмила: Он лингвист, который придумал язык для инопланетян.

Алексей: То есть, это было специально придумано? Как интересно! Фильм вообще поражает. Для меня Дени Вильнев, хотя он и не так много снял... Фильм "Пожары"... Мы его обсуждали?

Людмила: Да он был в Раскадровке, мы обсуждали также "Пленницы" и обсуждали "Убийца".

Алексей: Собственно все его фильмы, которые дошли до широкого зрителя; все они действительно хороши. Чем интересен этот режиссер? Он вроде бы заходит на территорию жанрового кино, например, "Убийца" - это детективный боевик, но в его мастерских руках он превращается в экзистенциальную драму. "Прибытие" - фантастический фильм, но он снят абсолютно не похоже на те шаблонные блокбастеры, которые штампуются с периодичностью чуть ли не раз в месяц. Причем, это сознательный ход.

Людмила: Но надо сказать, что не похож на эти шаблонные блокбастеры и сам рассказ, по которому снят фильм. Ранее он считался невозможным для экранизации, рассказ писателя-фантаста Теда Чана, который один раз в два года выпускает один рассказ. Это не книга, а рассказ! Он известен сборниками рассказов; почти всем присуждаются премии. Почти в каждом рассказе он расшифровывает, каким образом все получилось, какие темы его заинтересовали из достижений современной науки. Этот рассказ "История твоей жизни" о первом контакте с инопланетянами получил премию ... Эта премия присуждается самими писателями-фантастами в Америке, то есть, это эстетский ход; свои присуждают своим внутри своего сообщества. Рассказ очень интересный по форме; и в нем поднимается множество тем.

Алексей: Это действительно научная фантастика, попытка поработать с существующими научными гипотезами.

Людмила: Представьте себе фантастический рассказ, на страницах которого, преспокойно обсуждается принцип Ферма, различные открытия в мире лингвистики, физики, математики... Всем этим жонглируют герои, жонглирует писатель, при этом все облечено в интересную историю. И тут Дени Вильнев берет этот рассказ и делает фильм...

Алексей: Никто вначале не верил; я читал статью о том, что такой фильм был бы невозможен в больших студиях, потому что они боятся любых экспериментов. А тут рассказ, очевидно сопротивляющийся экранизации. Знаешь какое требование к фильму было у больших студий? Чтобы главную роль играл мужчина. До сих пор шовинизм процветает! Ужас какой-то! Они никак не соглашались, что в фильме, как и в рассказе, главная героиня женщина.

Людмила: То есть Дени пришлось делать фильм независимо?! В очередной раз.

Алексей: Да. И спасибо всем продюсерам! Они сильно рисковали. И сам Дени Вильнев рисковал, и другие, потому что было не очевидно, что фильм выстрелит. Сейчас уже можно сказать, что их проект оправдался и с коммерческой точки зрения тоже.

Людмила: Немножко о сюжете. На Землю прибывают инопланетяне, вернее двенадцать объектов похожих на вытянутые дольки апельсина или на конфеты. Много шуток про какие-то лакричные конфеты.

Алексей: На морские камушки похожи.

Людмила: Объекты зависают в разных точках земного шара, на Россию их пришлось целых два.

Алексей: Ого-го! Территория обязывает!

Людмила: Правительства всех стран пытаются найти возможность узнать, что им собственно нужно?

Алексей: Понять не могут. Те просто зависли и ничего не делают.

Людмила: Да. Ничего не происходит, никто не выходит, никаких катастроф.

Алексей: Ничего не взрывают.

Людмила: Для того, чтобы узнать об их намерениях формируют группу ученых, куда входит физик Ян; его играет Джереми Реннер и лингвист Луиза Бэнкс, которую играет Эми Адамс. Задача доктора Бэнкс наладить контакт с этими семиногими созданиями. Подробнее не будем описывать их, пусть останется интрига. Ей, как лингвисту, нужно попытаться выучить их язык или научить их нашему. Раньше она помогала военным в каких-то операциях, где нужно быстро найти основные понятия на чужом языке. В общем опыт есть. Это не тот космический триллер, к которому мы привыкли, с участием инопланетян. А это триллер лингвистический, в котором главная задача - понять друг друга.

Алексей: Найти общий язык. То, чем занимаются профессиональные лингвисты, когда сталкиваются с незнакомым языком.

Людмила: Какая классная профессия! На этом фильме я поняла, что это интереснейшее дело - работать с языками.

Алексей: Лингвисты это своеобразная элита гуманитариев, потому как, то, что они делают похоже на науку даже для физиков. В фильме все построено на исследовательской игре. За что я всегда ругаю фантастические фильмы? Думаю, что я тебе уже надоел своими причитаниями.

Людмила: Может я и не угадаю, но тебе важна тайна. Здесь она присутствует. Мало того, что не понятна цель пришельцев; во-вторых, удастся ли ей их понять и договориться? И когда, все-таки появляются письмена, тогда между ними начинается общение через разделяющий их экран. Она начинает им рисовать или писать основные понятия, например - человек. Пытается познакомиться и они ведутся на это! Начинают оставлять свои иероглифы и письмена. И даже в этом случае, еще вопрос, что это означает. Сумеет ли она их разгадать? В общем, таинственного в этом фильме много.

Алексей: Причем таинственного в хорошем смысле, не какой-то там дешевой мистики, а тайны с большой буквы. А если говорить о том, как визуально, эстетически построен фильм - в нем очень много пространства! Там нет ни нагромождения, ни суеты, которые так меня раздражают в современных блокбастерах, где все шевелится, взрывается с ненормальной скоростью. Здесь есть моя любимая тишина - время, чтобы прикоснуться к тому, что происходит. И с помощью визуального ряда, который отлично отстроен: камушкообразные или кому что они напоминают, инопланетные объекты - к ним хочется прикоснуться. Мы видим их вблизи, когда впервые наши герои приходят к одному из этих кораблей. И знаешь? Эту шершавую поверхность хочется потрогать руками! Никакой пластиковой искусственности.

Людмила: Эти корабли были действительно нарисованы. Но для Дени Вильнева, который не любит зеленые экраны, для него важно было выстроить внутреннее пространство корабля, тот коридор, по которому они будут туда подниматься и то пространство, где они через защитный экран будут общаться с пришельцами. Он построил декорации, именно специально построил.

Алексей: Да, ручками, ручками, господа!

Людмила: Он говорит, что терпеть не может зеленые экраны...

Алексей: Потому что мало кто ими умело пользуется...

Людмила: Да, и потому, что надо дать некое пространство, сцену, некую условность актерской игре; для того, чтобы актеры почувствовали себя в необычных обстоятельствах.

Алексей: Специально пригласили оператора Бредфорда Янга, он известен нам по фильмам "Жертвуя пешкой" и "Сельма", которые не имеют никакого отношения к научной фантастике.

Людмила:Особенно вспоминается "Жертвуя пешкой" - снимает интересно.

Алексей: Потому что он не привнес туда никаких штампов, которыми так изобилуют современные фантастические блокбастеры. Сам Дени Вильнев говорил в интервью, что он хотел, чтобы фильм выглядел не как обычный фантастический фильм. Чтобы в нем была какая-то степень реализма, если угодно. Потом, сами персонажи инопланетян, не будем раскрывать все нюансы, но имело место специальное изучение экзотических животных для того, чтобы на этой основе воссоздать поведение инопланетян. С одной стороны, инаково, с другой - реалистично. Такой парадокс. Интересно, что ты рассказала, что даже был специально придуман новый язык...

Людмила: Некое мычание... Звуки нечленораздельные.

Алексей: И тем не менее, это попытка; некая ламповость в научно-фантастическом фильме, где все сделано тщательно и создается желание потрогать. Музыка - это отдельная история. Мы тут уже несколько дней слушаем Макса Рихтера и его произведение "О природе дневного света" - это главная тема. И композитор Йохан Йоханнссон тоже постарался, чтобы звучание фильма соответствовало ритму того, что происходит. Опять же много пауз! Как говорят, хорошая музыка подразумевает обязательное наличие смысловых пауз, чтобы было время проникнуть. Эта способность поглотить тебя, ощущение погружения, которое я очень люблю в кино, оно здесь просто изумительно. И визуально, и акустически ты можешь прикоснуться наконец, ты можешь в нем побыть. С этой точки зрения фильм приносит настоящее удовольствие. И моя тема тайны, ты совершенно справедливо заметила. В фильме много интересного; несмотря на свою неспешность повествования, он оставляет много интересного.

Людмила: И при этом, он требует некоего терпения от зрителя, потому что, вам захочется играть в какие-то штампы; мы привыкли к ним, тем более в фантастических фильмах про инопланетян. А тут, можно даже, главную интригу, главный сюжетный поворот пропустить из-за его камерности. Вдруг мы оказываемся в совершенно другой истории, уже не про инопланетян, а про главную героиню. Этот поворот настолько не блокбастерный и камерный, что его легко не заметить; нужно очень внимательно смотреть. И смотреть без ожиданий, а это очень трудно. Почему прилетели инопланетяне? Вылезут ли они уже когда-нибудь? Мы привыкли ждать когда начнется месилово-рубилово. Тем более сценарист, благодарность ему большая, перенес все размышления, которые есть в тексте, на экран. Но в угоду кино как таковому, он построил более крепкую конструкцию и привнес туда некую политическую часть. Международная напряженность: китайцы и русские хотят непременно палить в свои объекты - не знаю, портит это фильм или нет?

Алексей: Это, скорее, подстегивает внутренний ритм, потому что, обычно расшифровывают всякие сложные языки на протяжении десятилетий, а здесь они в очень напряженной атмосфере вынуждены все решать и быстро.

Людмила: Но в книге этого нет. Нет никакой политики.

Алексей: Но, вернемся к тайне, это главное достоинство фильма для меня. Во-первых, там мир, который не исчерпывается нашим опытом. Действительно, показан мир, в котором есть тайна нам неизвестная. Она не дешевая, не на уровне спецэффектов или пугалок. А именно ощущение, что есть нечто большее; с чем мы никогда не сталкивались. Потом, там изумительно показан сам момент прикосновения к тайне. Один из любимых моих моментов, когда главная героиня впервые прикасается к экрану, стеклянной завесе, через который она общается с инопланетянами. Этот момент прикосновения очень волнующий, очень хорошо сделанный. Есть ощущение, что с ними вместе прикоснулся и ты.

Людмила: И потом, это и есть некая суть коммуникации. То, что ощущается нами, когда мы разговариваем не с инопланетянами, а с человеком - то, что ощущается интуитивно. Та самая невербальная составляющая, которая есть в каждом разговоре.

Алексей: Луиза Бэнкс, которую замечательно играет Эми Адамс понимает это. Несмотря на то, что она прежде всего ученый, прежде всего лингвист, принимает несколько смелых решений. Снимает скафандр, чтобы общаться с ними, чтобы было видно лицо. Она хочет прикоснуться, хотя все боятся; кто его знает, чем это все закончится? Она идет на риск. Это одна из составляющих фильма - тема языка. Фильм построен на гипотезе Сепира-Уорфа, это сейчас очень дебатируемая лингвистическая спорная гипотеза, согласно которой, язык, на котором мы говорим, во многом определяет и предопределяет способ нашего мышления.

Людмила: Это означает, что если мы начнем учить японский, то мы немножко станем японцами?

Алексей: Мы станем по другому видеть мир. Идея здесь в том, что мы думаем словами; если у нас нет слова для какого-либо явления, то оно для нас выглядит белым пятном, мы его не видим. Есть исследования, например, которые показывают, что славяне различают больше оттенков сине-голубого, чем англосаксы, потому что у нас больше слов обозначающих эти оттенки. Конечно это спорная гипотеза, но в фильме она принята за основу. Одна из интриг в том, что героиня пытается понять язык инопланетян, а это означает, в некотором смысле, смотреть на мир так, как это делают они. Фантастика позволяет довести эту гипотезу до абсолютного выражения, потому что овладение этим языком инопланетян абсолютно меняет мышление. Здесь есть и общегуманитарные и политические аллюзии, потому что фильм говорит о важности диалога. О том, что чужие, сколько бы нас не пугали, способны нас обогатить. Есть две реакции и они показаны: есть люди, которые хотят поскорее додавить этих инопланетян и сказать - да что ж вам надо, гады? Особенно со стороны спецслужб это опасение видно и со стороны представителей армии. Главная героиня воплощает подход, что нужно разговаривать. Любой диалог ценнее, потому что он делает нас богаче. Если мы отказываемся разговаривать с теми, кто не похож на нас; с чужими, которых мы пока не понимаем - мы себя делаем беднее. Мне кажется речь идет не только о межкультурном языке, я бы сказал, что для меня - язык веры - это то, что позволяет посмотреть на мир богаче. Есть вещи, на которые ты начинаешь смотреть иначе, когда ты позволяешь другому языку наполнять себя.

Людмила: Это так. Но в фильме есть еще одна интересная, скажем, очень человеческая история. История материнства. Согласия и принятия неизбежного.

Алексей: Одна из особенностей мышления инопланетян, я постараюсь, чтобы это не было спойлером, они видят мир не как причинно-следственные связи.

Людмила: Нелинейно.

Алексей: Они видят мир целиком, одновременно все сразу и видят будущее, но не могут при этом на него повлиять. Они в некотором смысле проживают то, что они уже знают. И здесь появляется тема принятия жизни с ее трагизмом, с ее сложностями. Если упрощать и добавлять фильму сентиментальности, можно сказать так - стоит ли строить какие-то отношения, если ты знаешь, что они несут в себе опасность. В принципе, не нужно видеть будущее, чтобы знать, что отношения несут в себе боль. Здесь эта тема в женском исполнении: мать и дочь, все очень эмоционально. Действительно ли стоит ввязываться, если ты знаешь, что это обернется потерями и вызовами?

Людмила: Стоит ли учить язык другого человека, зная что это обязательно принесет в себе боль?

Алексей: Потому что он другой!

Людмила: Чтобы его понять нужно приблизится к нему, а приблизившись к нему он может тебе сделать больно. А можно его и потерять! Стоит ли сближаться? Стоит ли контакт того, что ты можешь ощутить боль или потерю?

Алексей: Совершенно верно здесь есть эта перекличка про понимание и сближение. И фильм, конечно, категорически говорит - стоит! Не в логических рассуждениях, а он дает нам почувствовать, что стоит. Недавно в другой передаче, посвященной семейной теме, слушатель написал, что он убежденный холостяк и думает, что все проблемы можно решить, если ты в них не ввязываешься. А этот фильм категорическое нет такой позиции. Стоит вылезти из своей скорлупы, сделать шаг по направлению к другому, а в принципе, другой человек для нас тоже своего рода инопланетянин, язык которого нужно понять. Но приобретения, которые ты будешь иметь в результате этого сближения, этого риска - намного больше тех потерь, которые могут быть.

Людмила: Интересно, что один из российских рецензентов задает вопрос: будет ли зритель это кино пересматривать? Там все-таки некий сюжетный ход, до которого мы доходим сами и который во многом меняет восприятие картины. Это некое одноразовое переживание, спрятанное в сюжете Вильневым и создателями истории. А во-вторых, это некое интеллектуальное кино, есть идеи, которые можно обдумывать. Но, действительно ли этот фильм, с точки зрения эстетики, таков, что можно возвращаться к нему и пересматривать, зная сюжет?

Алексей: Вот, бедный человек, если он сомневается в ответе на этот вопрос! Для меня, безусловно можно. Для меня это, в первую очередь, опыт погружения, опыт тайны и он сделан так, что в нем хочется побыть, его хочется потрогать. В него хочется вернуться, я решил, что точно буду пересматривать. Ощущение нахождения в нем очень приятное и мне кажется обогащающим. Для меня, это то самое расширение языка, которое позволяет посмотреть на мир чуть-чуть по-другому.

Людмила: И сама новелла "История твоей жизни" тоже рекомендована к чтению как дополнение к фильму. Потому что на многие вещи в фильме она позволяет посмотреть глубже в фильме. Потому что повествование никак не нарушено, это одни и те же идеи, но в тексте их можно ближе рассмотреть.

Алексей: В общем, "Прибытие" Дени Вильнева - это практически безупречный научно-фантастический фильм о том, что имеет смысл попробовать понять того, кто на тебя не похож.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Аномализа (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман
Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона