Аритмия (режиссер Борис Хлебников)

Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

"Аритмия" (режиссер Борис Хлебников) 

 

Алексей: Мы переходим к очень интересному российскому фильму Бориса Хлебникова "Аритмия".

Людмила: Что сказать? Хороший фильм.

Алексей: О нем везде, где бы ни читал рецензию, так и сказано: хороший фильм, добрый.... хороший, добрый... Даже возникают некие подозрения.

Людмила: Борис Хлебников, как и его друг - режиссер Попогребский вообще - молодцы! Всегда вспоминается твое сетование, что не снимается фильмов про простых, обычных людей. Потому что наши режиссеры простых людей не любят, они либо их мучают..

Алексей: Как Звягинцев!

Людмила: Либо дураками делают, типа "Самый лучший день" и прочие Жоры Крыжовниковы. Выставляют людей словно зверьков в цирке.

Алексей: Либо пафосное нечто.

Людмила: Либо мучают - чтобы они теряли детей; зверели, стервенели и показывали жизнь тяжелую. Борис Хлебников, как и Попогребский, своих героев не мучают, они их любят. И своей любовью, надеждой заражают зрителей.

Алексей: Весь фильм - это несколько дней из жизни врача скорой помощи, который только и делает, что спасает людей и делает невозможное, обходя бюрократические препоны и прочие дурости нашей жизни. Вопреки всему он продолжает людей лечить, выезжать к ним на вызовы и помогать им даже вопреки их собственному желанию. Параллельно у него есть своя собственная семейная жизнь, в которой происходят неприятные повороты. В самом начале фильма и мы, и главный герой узнаем, что жена хочет с ним развестись или по-крайней мере так говорит. Весь фильм мы видим два аспекта из жизни врача скорой помощи: на работе его внешняя жизнь, а внутри - то, что происходит в его собственной душе. На мой взгляд, очень убедительно и правдоподобно. Я читал в интервью с Хлебниковым, что в процессе работы над фильмом, они сняли несколько видео реальных посиделок врачей; как они общаются, о чем говорят. И вот, насмотревшись этих врачей скорой помощи, их реальных разговоров - они уже создали ткань фильма, диалоги, взаимоотношения.

Людмила: Наверное показать именно врача скорой помощи им было не важно. Просто они так придумали, чтобы у героя была яркая профессия, а фильм собственно о жизни, о нас самих, о любви, об инфантильности. Потому что заглавная песенка, которую поют герои и она же звучит в титрах и в трейлере - смешная песенка про поколение тридцати- и сорокалетних, которые вроде бы и умные, и хорошие, но как-то не очень понимают, что делать с жизнью.

Алексей: Кстати, изначально Хлебников хотел сделать комедию про молодую пару, которые поссорились, а живут они в маленькой квартирке и теперь им нужно разъезжаться. Но чем больше он погружался в сюжет, тем больше смешные моменты уходили на второй план, а появлялось больше драматизма. Общий посыл фильма, несмотря на драматизм некоторых сюжетных поворотов остается добрым и жизнеутверждающим. Это удивительно, потому что наши российские режиссеры делятся на две категории. Те, которые снимают "настоящее" кино - жесть; все по колено в навозе; все в крови; все плохо; все умирают; все разваливается. Нелюбовь, другими словами. Тут трудно уйти от сравнения со Звягинцевым.

Людмила: То, что ты описал совсем не похоже на "Нелюбовь". Там наоборот, хирургическая стерильность, никакой грязи нет.

Алексей: Все мертво. Нет никаких шансов, нет никакой надежды. Все обречено. Или вторая категория - где все хорошо, все ржут.

Людмила: Жора Крыжовников или Сетко. Да. Но при этом, когда мы обсуждали фильм Звягинцева, мы говорили о том, что у него и герои, и персонажи на службе у идеи.

Алексей: Трафаретные. Есть умная мысль и ее герои. Звягинцев, кстати, сейчас читает лекции.

Людмила: Его герои немного схематичные, они заполняют пространство фильма, всюду ходят и что-то говорят. А у Хлебникова другой подход к актерам, он считает, что хороший актер тот, кто всегда одинаковый. Поэтому Высоцкий - хороший актер, Хабенский - хороший актер, они одинаковы во всех фильмах.

Алексей: Просто нужно его найти и поставить в правильный фильм, на правильное место.

Людмила: Яценко с Горбачевой - хорошие актеры, потому что они во-первых похожи на самих себя, снимают про себя, играют чуть ли не себя и вполне органично существуют в кадре.

Алексей: Яценко у него практически в каждом фильме снимается.

Людмила: Соответственно это противоположный со Звягинцевым подход к типажам. Здесь люди важней, чем твоя идея. По сути это наблюдение за людьми; как они живут, как они справятся и так далее.

Алексей: Фильм вырос из наблюдения за людьми и он осуществляется через игру актеров.

Людмила: В том-то и дело - он дышит! Он живет! Казалось бы, зачем наблюдать? Мы и в жизни наблюдаем как живут наши друзья и другие люди; они попадают в разные смешные и трагичные случаи. Казалось бы, зачем нам еще наблюдать за этим? Такие же обаятельные и забавные люди, тоже попадают в нелепые ситуации... Зачем нам дублировать жизнь и смотреть ее второй раз на экране?

Алексей: В основе многих произведений искусства лежит чувство узнавания: хоба - это как мы с Васькой тогда! Смотри, мы тоже тогда застряли в пробке! А помнишь, такой же чувак стоял с нами в очереди? Это и комические, и настоящие вещи построены в кино на чувстве узнавания, на способности режиссера и актеров создать такое пространство, в котором ты сможешь им сопереживать.


Людмила: При этом побыть с ними больше, чем двадцать минут! Большая доля сюжета строится на противостоянии врачей Скорой помощи начальству. Начальство придумало, что врач на вызове должен проводить 20 минут и все! И ехать дальше, на следующий вызов - такая стандартизация.

Алексей: Смотри, опять, в чем параллель с "Нелюбовью": и там, и здесь помимо семейного разлада, главным антагонистом является окружающая реальность. У Звягинцева это вообще какой-то серый морок, который пронизывает всю нашу жизнь. Здесь же реальность в виде отсутствия необходимых средств лечения, некомпетентности. В виде системы, вроде бы призванной спасать, а на самом деле она начинает стандартизировать людей. Происходит бюрократизация. Все это создает некий морок, с которым все мы соприкасаемся. Мы и Звягинцевский морок видели; и с этой, отупяющей бюрократией сталкивались. Мы наблюдаем, как герои пытаются или не пытаются этому сопротивляться. Здесь, у Хлебникова - герой борется, причем не героически. Обрати внимание, во всех сценах с начальством - он безмолвствует. Справедлив ли, на твой взгляд, упрек, в том, что фильму не хватает конфликтности?

Людмила: Конфликтности?!

Алексей: Да. Все добренькие, все хорошо, герои положительные, кроме одного…

Людмила: Начальника.

Алексей: Да и с тем разберутся как-то.

Людмила: А что обязательно нужен конфликт для хорошего фильма?

Алексей: Вроде бы да. Ты только что обвиняла фильм Дени Вильнева.

Людмила: Я не говорила, что дело в конфликте, там с сюжетом проблема.

Алексей: Ладно. Пусть это звучит как клише, “Аритмия” - это как глоток свежего воздуха, фильм как прикосновение к добру, к надежде. Это дорогого стоит. Надежда там не дешевая, не легкий хэппи энд. Мы так и не знаем, удастся ли герою справиться со своей жизнью или нет. Большая вероятность того, что он сопьется, потому что пьет-то он здорово со всеми своими друзьями. Сумеет ли он найти какой-то новый путь в отношениях со своей женой? Или они придут к более катастрофическим последствиям в будущем? Сумеет ли эта машина Скорой помощи вырулить из пробок, как это происходит в одном из важных моментов фильма? Мы не знаем этого. Возможно и не удастся. Но сейчас, когда, ты смотришь фильм, хочется сказать - Братан, держись! Настолько он симпатичный персонаж, если угодно, он очень русский персонаж. Мне он напомнил героя “Географ глобус пропил” - человека, который не может встроиться в реальность, не потому что он не способен, а потому что он внутренне не хочет играть по волчьим законам. Неудачник здесь неподходящее слово; знаю, что ты его “любишь”. Он не может быть успешным не потому что дурень, мы видим что он очень талантлив, а по этическим понятиям. И от того, он очень щемяще симпатичен; такой очень добрый герой, хочется пожелать, чтобы у него все получилось. Фильм, который на мой взгляд точно стоит посмотреть. Из последних российских фильмов - это стопроцентная рекомендация!

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Аномализа (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман
Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция