Аномализа (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман

Аномализа, Anomalisa, 2015, Дьюк Джонсон, Duke Johnson, Чарли Кауфман, Charlie Kaufman, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ Аномализа, Anomalisa, 2015, Дьюк Джонсон, Duke Johnson, Чарли Кауфман, Charlie Kaufman, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Аномализа" (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман

 

Алексей: Обсудим интересный эксперимент Чарли Кауфмана.

Людмила: Кауфман прежде всего сценарист.

Алексей: Сценарист, но и режиссер! "Адаптация", "Вечное сияние чистого разума", "Быть Джоном Малковичем".

Людмила: Это ты перечисляешь его сценарии.

Алексей: Неужели? Я думал, он был и режиссером.

Людмила: Нет. Режиссеры все разные. Например, "Вечное сияние чистого разума" снял Мишель Гондри.

Алексей: Конечно же! Точно! Как я попался!

Людмила: Ты не любишь этот фильм, не хочешь брать его в раскадровку.. Не знаю, что делать, воспользоваться твоей командировкой..

Алексей: Не то, чтобы не люблю! Я не разделяю восторгов, не понимаю в чем его исключительность. Кроме работы актера.

Людмила: Замечательное кино! Не будем об этом! Сейчас мы говорим не об этом фильме, а о том, что Чарли Кауфман - сценарист. А режиссер он одного лишь фильма, который в русском прокате называется "Нью-Йорк, Нью-Йорк!", а оригинальное название "Синекдоха Нью-Йорк".

Алексей: И в фильме "Аномализа" он тоже режиссер?! Один из них, по крайней мере.

Людмила: Да, сценарист и режиссер. "Синекдоха Нью-Йорк" называют великой непонятой картиной - его сложно смотреть, сложно понять...

Алексей: Да и другие картины по его сценариям не имеют однозначной репутации.

Людмила: Оригинальные.

Алексей: У всех его фильмов есть общие темы, приблизительно выражаясь, - тема пограничного состояния сознания, - что делает меня мной...

Людмила: С размытыми границами реальности.

Алексей: Я про это и говорю. Трудность с ответами на вопросы: кто я, где я, как я делаюсь собой?

Людмила: Я, кстати, не люблю это ощущение. Но бывает у меня в реальной жизни, например, от новостей, к которым я не готова, особенно трагичных, у меня возникает ощущение, что весь мир состоит из пенопласта. И он крошится.

Алексей: Началось! Тебе нужно как минимум написать сценарий, как максимум снять фильм и ты обязательно получишь какую-нибудь награду на одном из фестивалей.

Людмила: Ты смеешься, а я действительно не люблю это ощущение размывания реальности.

Алексей: Кауфман, судя по фотографиям, человек, который много времени проводит, отвечая на вопросы...

Людмила: КТО Я!?

Алексей: Да, где я, реален ли мир вокруг меня и так далее... Здесь же вначале это был сценарий для пьесы, насколько я знаю.

Людмила: Радиотеатр. Аудиопостановка.

Алексей: Нет-нет, пьеса. В одном из его интервью я читал, что он не хотел делать мультик именно потому, что на сцене это выглядело совсем по-другому.

Людмила: Не будем спорить. Была ли театральная постановка, я не знаю. Аудиопостановка точно была, три человека, которые в ней участвовали Дэвид Тьюлис, Том Нунен, Дженнифер Джейсон Ли перекочевали в озвучку этого фильма.

Алексей: Сюжет этого необычного мультипликационного фильма...

Людмила: Анимационной ленты.

Алексей: ... рассказывает о некоем Майкле Стоуне, который пишет книги о том, как добиться успеха на работе..

Людмила: Коучинг.

Алексей: .. и ему удалось написать книгу, ставшую популярной в среде тех, кто занимается продажами по телефону. Вдохновил он их на ратный подвиг!

Людмила: Вопрос в том, как понять другого человека? Кто на том конце провода? Для разного рода консультантов.

Алексей: Это ты романтизируешь, идея в том, как продать ему что-то.

Людмила: Чтобы продать, нужно его понять. По крайней мере выслушать.

Алексей: Ну, да. Сделать вид, что ты его понял. Итак, герой едет в Цинциннати, где он должен сделать доклад по своей книге. Мы узнаем, что он бывал там и раньше, и у него даже там была интрижка. С самого начала мы видим, что он несчастен, пьет какие-то таблетки, все люди кажутся ему на одно лицо и даже говорят одним голосом.

Людмила: И женщины, и мужчины вокруг него хоть и по разному выглядят в кукольной анимации, но из-за того, что озвучены все одним и тем же актером Томом Нуненом.

Алексей: И все-таки, их лица стремятся к единообразию.

Людмила: Да-да, как будто из одного набора. Ощущение, что голос всех их превращает в массу и уже не различить того или другого.

Алексей: Понятно, что Майкл чего-то ищет, он в депрессии и все для него потеряло смысл. Во время этой командировки он встречает женщину, которую зовут Лиза Хесселман, она приехала как раз на его конференцию.

Людмила: Она его фанатка.

Алексей: Само по себе прикольно. И вдруг ее голос звучит для него уникально, не так как все. Между ними возникает быстрая интрижка, она очень не уверена в себе, но так как она его фанатка, то ему легко все достается. Краткий роман на один день, на следующий день она начинает для него звучать так же как и все остальные. Он возвращается к своей семье в подавленном состоянии. Вот и весь сюжет вкратце, этого мультипликационного фильма. Его очарование, конечно же состоит в не очевидной форме, которую выбрали для того чтобы запечатлеть эту историю. Кукольный мультфильм - все куклы распечатаны на 3D принтере. Куклы позволяют с одной стороны, создать эффект отчужденности, все-таки это не люди, это мультипликационные персонажи. С другой стороны, я себя поймал на том, что начинаю смотреть на них в поисках какой-то схожести с нами. Создатели фильма хорошо на этом сыграли. Куклы в некоторых аспектах предельно реалистичны.

Людмила: Куклам не стыдно.

Алексей: Там есть момент, когда главный герой выходит из душа, обрюзгший мужичок с животиком, блестящий от воды, приближающийся к пятидесяти. С одной стороны, это выглядит неловко, потому что голые люди чаще всего выглядят неловко и от этого забавно. Мульфильм, предупреждаем, совсем не детский, содержит откровенные сцены любви между Майклом и Лизой. Причем это был первый раз, когда я видел постельную сцену в мультфильме, в кукольном, само по себе нелепо. При этом она показана не так приукрашено, как обычно это делают, когда с помощью специальных эффектов добиваются сглаженности и мы видим идеальные тела. К чему стремятся создатели фильмов, к привлечению зрителей. А здесь, наоборот, мы видим очень реалистичные тела, и от этого сцена становится какой-то трогательной.

Людмила: Она очень интимная, что даже неловко смотреть.

Алексей: Да, неловко смотреть.

Людмила: Кажется, что ты внедрился туда, где должны быть только двое.

Алексей: В этом смысле они выглядят реальней, чем большинство современных фильмов, где все обработано, чтобы выглядеть привлекательно. Эта сцена по-настоящему интимна. В этом фильме больше всего мне понравилась сама техника - выбор кукол для того, чтобы показать трагическую психологическую историю.

Людмила: Этот ход также играет на смысле того, что мы живем в пластиковом мире. Через кукол это больше ощущается.. как 3d, то, что мы живем в каком-то предсказуемом, зацикленном мире привычек, штампов, в несколько механистичном мире - эта мысль дана тебе в ощущениях. Ты смотришь на кукол тем более одинаково двигающихся, одним голосом озвученных и у тебя возникает ощущение этого мира. Не просто картинка, а ощущение этого мира. Меня поразило, когда он понял, что он живет в этом механистичном мире - он сказал - Они все - один человек! Единственно, кто здесь другой, - это ты! Как он слышит ее голос, среди одинаковых голосов, - вдруг он слышит звон! Ничего себе! Женский, звонкий, другой голос...

Алексей: И как он смотрит на нее!

Людмила: Да! Этот сюжет чувствуешь изнутри...

Алексей: Интересно, что здесь отношения между мужчиной и женщиной показаны в очень потребительском ключе, по крайней мере, с его стороны. Он как пресыщенный покупатель, который ищет новых ощущений, но отведав нового блюда, быстро пресыщается и оно становится ему скучным. Также и здесь, вроде бы он находит в ней какую-то уникальность и готов полностью в нее броситься, потому что все остальное кажется уже неинтересным: жена, сын и прочие отношения, кажутся ему малозначительными. А здесь - глоток свежего воздуха. Но как это бывает, свежесть быстро уходит, а к чему-то другому он оказывается не готов. Хорошо передано, что он сам жертва, довлеющего единообразия, а с другой стороны - играет по правилам некоего надкусывания.

Людмила: Он превратил это в привычку, да еще и написал - Как эффективно жить в механистичном мире. Продаж.

Алексей: Да. Как улыбаться при этом. Это специфическая версия "Матрицы" про искусственный мир, который мы сами же и создаем.

Людмила: Любовь - это некий сбой, аномалия.. Потому и созвучно имя.

Алексей: Да, Аномализа.

Людмила: Это игра с именем Лиза.

Алексей: Я думаю, что в этом смысле фильм очень диагностичен; он отображает наш зачастую способ смотрения на людей, вокруг нас, как на объекты потребления. Я думаю, что это один из любопытных кинематографических экспериментов последнего времени. Неожиданно глубокий фильм с тонким психологизмом, разыгранный с помощью кукол. Очень неожиданно! Конечно, я вам советую смотреть его именно с субтитрами, потому что там важна игра голоса.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +

 

Обсуждение фильмов в программе "Раскадровка"

Аномализа (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман
Almost Heaven (Почти Рай) режиссер Кэрол Салтер
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки (Hymyilevä mies) режиссер Юхо Куосманен
На исходе дня (The Remains of the Day) режиссер Джеймс Айвори
Причастие (Nattvardsgästerna) режиссер Ингмар Бергман
Аритмия (режиссер Борис Хлебников)
Прибытие (Arrival) режиссер Дени Вильнёв
Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт
Оно (It) режиссер Андрес Мускетти
Путешествие времени (Voyage of Time: Life's Journey) режиссер Терренс Малик
Твое имя (Kimi no na wa.) режиссер Макото Синкай
Манчестер у моря (Manchester by the Sea) режиссер Кеннет Лонерган
Лев (Lion) режиссер Гарт Дэвис
В тени (Under the Shadow) режиссер Бабак Анвари
Патерсон (Paterson) режиссер Джим Джармуш
Сьераневада (Sieranevada) режиссер Кристи Пую
Тони Эрдманн (Toni Erdmann) режиссер Марен Аде
Анимированная жизнь (Life, Animated) режиссер Роджер Росс Уильямс
Машина времени Сэма Клемке (Sam Klemke's Time Machine) режиссер Мэттью Бэйт
Мачеха Саманишвили (Эльдар Шенгелая)
Помнить (Remember) режиссер Атом Эгоян
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption) режиссер Фрэнк Дарабонт
Ночные движения (Night Moves) режиссер Келли Райхардт
Лурд (Lourdes) режиссер Джессика Хауснер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссер Андрей Кончаловский)
Всё ещё Элис (Still Alice) режиссеры Уэстмоленд и Глацер
Соль Земли (The Salt of the Earth) режиссер Вим Вендерс
Стрингер (Nightcrawler) режиссер Дэн Гилрой
Под электрическими облаками (режиссер Алексей Герман мл.)
Мечты Дзиро о суши (Jiro Dreams of Sushi) режиссер Дэвид Гелб
Остановившаяся жизнь (Still Life) Уберто Пазолини
Безмолвный свет (Stellet Licht) режиссер Карлос Рейгадас
Сломленные (Broken) режиссер Руфус Норрис
Ланчбокс (Dabba) режиссер Ритеш Батра
Голгофа (Calvary) режиссер Джон Майкл МакДона
Станция