Аномализа (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман

Аномализа, Anomalisa, 2015, Дьюк Джонсон, Duke Johnson, Чарли Кауфман, Charlie Kaufman, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ Аномализа, Anomalisa, 2015, Дьюк Джонсон, Duke Johnson, Чарли Кауфман, Charlie Kaufman, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

 

"Аномализа" (Anomalisa) режиссеры Джонсон и Кауфман

 

Алексей: Обсудим интересный эксперимент Чарли Кауфмана.

Людмила: Кауфман прежде всего сценарист.

Алексей: Сценарист, но и режиссер! "Адаптация", "Вечное сияние чистого разума", "Быть Джоном Малковичем".

Людмила: Это ты перечисляешь его сценарии.

Алексей: Неужели? Я думал, он был и режиссером.

Людмила: Нет. Режиссеры все разные. Например, "Вечное сияние чистого разума" снял Мишель Гондри.

Алексей: Конечно же! Точно! Как я попался!

Людмила: Ты не любишь этот фильм, не хочешь брать его в раскадровку.. Не знаю, что делать, воспользоваться твоей командировкой..

Алексей: Не то, чтобы не люблю! Я не разделяю восторгов, не понимаю в чем его исключительность. Кроме работы актера.

Людмила: Замечательное кино! Не будем об этом! Сейчас мы говорим не об этом фильме, а о том, что Чарли Кауфман - сценарист. А режиссер он одного лишь фильма, который в русском прокате называется "Нью-Йорк, Нью-Йорк!", а оригинальное название "Синекдоха Нью-Йорк".

Алексей: И в фильме "Аномализа" он тоже режиссер?! Один из них, по крайней мере.

Людмила: Да, сценарист и режиссер. "Синекдоха Нью-Йорк" называют великой непонятой картиной - его сложно смотреть, сложно понять...

Алексей: Да и другие картины по его сценариям не имеют однозначной репутации.

Людмила: Оригинальные.

Алексей: У всех его фильмов есть общие темы, приблизительно выражаясь, - тема пограничного состояния сознания, - что делает меня мной...

Людмила: С размытыми границами реальности.

Алексей: Я про это и говорю. Трудность с ответами на вопросы: кто я, где я, как я делаюсь собой?

Людмила: Я, кстати, не люблю это ощущение. Но бывает у меня в реальной жизни, например, от новостей, к которым я не готова, особенно трагичных, у меня возникает ощущение, что весь мир состоит из пенопласта. И он крошится.

Алексей: Началось! Тебе нужно как минимум написать сценарий, как максимум снять фильм и ты обязательно получишь какую-нибудь награду на одном из фестивалей.

Людмила: Ты смеешься, а я действительно не люблю это ощущение размывания реальности.

Алексей: Кауфман, судя по фотографиям, человек, который много времени проводит, отвечая на вопросы...

Людмила: КТО Я!?

Алексей: Да, где я, реален ли мир вокруг меня и так далее... Здесь же вначале это был сценарий для пьесы, насколько я знаю.

Людмила: Радиотеатр. Аудиопостановка.

Алексей: Нет-нет, пьеса. В одном из его интервью я читал, что он не хотел делать мультик именно потому, что на сцене это выглядело совсем по-другому.

Людмила: Не будем спорить. Была ли театральная постановка, я не знаю. Аудиопостановка точно была, три человека, которые в ней участвовали Дэвид Тьюлис, Том Нунен, Дженнифер Джейсон Ли перекочевали в озвучку этого фильма.

Алексей: Сюжет этого необычного мультипликационного фильма...

Людмила: Анимационной ленты.

Алексей: ... рассказывает о некоем Майкле Стоуне, который пишет книги о том, как добиться успеха на работе..

Людмила: Коучинг.

Алексей: .. и ему удалось написать книгу, ставшую популярной в среде тех, кто занимается продажами по телефону. Вдохновил он их на ратный подвиг!

Людмила: Вопрос в том, как понять другого человека? Кто на том конце провода? Для разного рода консультантов.

Алексей: Это ты романтизируешь, идея в том, как продать ему что-то.

Людмила: Чтобы продать, нужно его понять. По крайней мере выслушать.

Алексей: Ну, да. Сделать вид, что ты его понял. Итак, герой едет в Цинциннати, где он должен сделать доклад по своей книге. Мы узнаем, что он бывал там и раньше, и у него даже там была интрижка. С самого начала мы видим, что он несчастен, пьет какие-то таблетки, все люди кажутся ему на одно лицо и даже говорят одним голосом.

Людмила: И женщины, и мужчины вокруг него хоть и по разному выглядят в кукольной анимации, но из-за того, что озвучены все одним и тем же актером Томом Нуненом.

Алексей: И все-таки, их лица стремятся к единообразию.

Людмила: Да-да, как будто из одного набора. Ощущение, что голос всех их превращает в массу и уже не различить того или другого.

Алексей: Понятно, что Майкл чего-то ищет, он в депрессии и все для него потеряло смысл. Во время этой командировки он встречает женщину, которую зовут Лиза Хесселман, она приехала как раз на его конференцию.

Людмила: Она его фанатка.

Алексей: Само по себе прикольно. И вдруг ее голос звучит для него уникально, не так как все. Между ними возникает быстрая интрижка, она очень не уверена в себе, но так как она его фанатка, то ему легко все достается. Краткий роман на один день, на следующий день она начинает для него звучать так же как и все остальные. Он возвращается к своей семье в подавленном состоянии. Вот и весь сюжет вкратце, этого мультипликационного фильма. Его очарование, конечно же состоит в не очевидной форме, которую выбрали для того чтобы запечатлеть эту историю. Кукольный мультфильм - все куклы распечатаны на 3D принтере. Куклы позволяют с одной стороны, создать эффект отчужденности, все-таки это не люди, это мультипликационные персонажи. С другой стороны, я себя поймал на том, что начинаю смотреть на них в поисках какой-то схожести с нами. Создатели фильма хорошо на этом сыграли. Куклы в некоторых аспектах предельно реалистичны.

Людмила: Куклам не стыдно.

Алексей: Там есть момент, когда главный герой выходит из душа, обрюзгший мужичок с животиком, блестящий от воды, приближающийся к пятидесяти. С одной стороны, это выглядит неловко, потому что голые люди чаще всего выглядят неловко и от этого забавно. Мульфильм, предупреждаем, совсем не детский, содержит откровенные сцены любви между Майклом и Лизой. Причем это был первый раз, когда я видел постельную сцену в мультфильме, в кукольном, само по себе нелепо. При этом она показана не так приукрашено, как обычно это делают, когда с помощью специальных эффектов добиваются сглаженности и мы видим идеальные тела. К чему стремятся создатели фильмов, к привлечению зрителей. А здесь, наоборот, мы видим очень реалистичные тела, и от этого сцена становится какой-то трогательной.

Людмила: Она очень интимная, что даже неловко смотреть.

Алексей: Да, неловко смотреть.

Людмила: Кажется, что ты внедрился туда, где должны быть только двое.

Алексей: В этом смысле они выглядят реальней, чем большинство современных фильмов, где все обработано, чтобы выглядеть привлекательно. Эта сцена по-настоящему интимна. В этом фильме больше всего мне понравилась сама техника - выбор кукол для того, чтобы показать трагическую психологическую историю.

Людмила: Этот ход также играет на смысле того, что мы живем в пластиковом мире. Через кукол это больше ощущается.. как 3d, то, что мы живем в каком-то предсказуемом, зацикленном мире привычек, штампов, в несколько механистичном мире - эта мысль дана тебе в ощущениях. Ты смотришь на кукол тем более одинаково двигающихся, одним голосом озвученных и у тебя возникает ощущение этого мира. Не просто картинка, а ощущение этого мира. Меня поразило, когда он понял, что он живет в этом механистичном мире - он сказал - Они все - один человек! Единственно, кто здесь другой, - это ты! Как он слышит ее голос, среди одинаковых голосов, - вдруг он слышит звон! Ничего себе! Женский, звонкий, другой голос...

Алексей: И как он смотрит на нее!

Людмила: Да! Этот сюжет чувствуешь изнутри...

Алексей: Интересно, что здесь отношения между мужчиной и женщиной показаны в очень потребительском ключе, по крайней мере, с его стороны. Он как пресыщенный покупатель, который ищет новых ощущений, но отведав нового блюда, быстро пресыщается и оно становится ему скучным. Также и здесь, вроде бы он находит в ней какую-то уникальность и готов полностью в нее броситься, потому что все остальное кажется уже неинтересным: жена, сын и прочие отношения, кажутся ему малозначительными. А здесь - глоток свежего воздуха. Но как это бывает, свежесть быстро уходит, а к чему-то другому он оказывается не готов. Хорошо передано, что он сам жертва, довлеющего единообразия, а с другой стороны - играет по правилам некоего надкусывания.

Людмила: Он превратил это в привычку, да еще и написал - Как эффективно жить в механистичном мире. Продаж.

Алексей: Да. Как улыбаться при этом. Это специфическая версия "Матрицы" про искусственный мир, который мы сами же и создаем.

Людмила: Любовь - это некий сбой, аномалия.. Потому и созвучно имя.

Алексей: Да, Аномализа.

Людмила: Это игра с именем Лиза.

Алексей: Я думаю, что в этом смысле фильм очень диагностичен; он отображает наш зачастую способ смотрения на людей, вокруг нас, как на объекты потребления. Я думаю, что это один из любопытных кинематографических экспериментов последнего времени. Неожиданно глубокий фильм с тонким психологизмом, разыгранный с помощью кукол. Очень неожиданно! Конечно, я вам советую смотреть его именно с субтитрами, потому что там важна игра голоса.

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +